В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» главными правдоискателями являются простые крестьяне, решившие узнать, кому свободно и счастливо живётся на Руси. Герои постоянно спорят между собой, полагая, что на эту роль претендуют лишь богатые и влиятельные люди: помещики, попы, купцы, чиновники. Но в результате своих поисков они понимают, что были неправы. Характеристика крестьян имеет большое значение, поскольку помогает понять, с какими проблемами столкнулся простой народ после отмены крепостного права в России в 1861 году.
Цитатная характеристика
Описание образов крестьян-правдоискателей с цитатами позволит раскрыть их своеобразие, продемонстрировать не только внешность героев, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Портретная характеристика героев основана на том, что они являются временнообязанными крестьянами, то есть крестьянами, получившими свободу после реформы об отмене крепостного права в 1861 году.
«На столбовой дороженькеИсточник: Часть первая, Пролог
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных…»
«Мы мужики степенные,Источник: Часть первая, Глава 1
Из временнообязанных…»
Всего в поэме представлено семь крестьян-правдоискателей: Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, Пров и Пахом.
«Роман сказал: помещику,Источник: Часть первая, Пролог
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому!-
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…»
Крестьяне живут в разных деревнях с весьма красноречивыми названиями.
«Подтянутой губернии,Источник: Часть первая, Пролог
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова –
Неурожайка тож».
Все крестьяне являются семейными людьми, у них есть жёны и дети, престарелые родители.
«Не видеться ни с женамиИсточник: Часть первая, Пролог
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми…»
Крестьяне — занятые люди, и у каждого из них полно повседневных забот.
«По делу всяк по своемуИсточник: Часть первая, Пролог
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шел в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребенка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В свое же стадо шли».
Внешность
Художественный портрет мужиков основан на том, что они являются бедными крестьянами и носят традиционную крестьянскую одежду: армяк — кафтан из толстого сукна, лапти — плетёную из коры деревьев обувь, онучи — замену чулок.
«Чтоб армяки мужицкиеИсточник: Часть первая, Пролог
Носились, не сносилися!»
«Чтоб липовые лапоткиИсточник: Часть первая, Пролог
Служили, не разбилися».
«Не прели бы онученьки…»
Источник: Часть первая, Пролог
Крестьяне часто страдают от насекомых, которые заводятся в старой одежде.
«Чтоб вошь, блоха паскуднаяИсточник: Часть первая, Пролог
В рубахах не плодилася».
Все семь крестьян — высокие, крепкие мужчины.
«Семь рослых мужиков»
Источник: Часть первая, Глава 5
Черты характера и поступки
Крестьяне — большие спорщики — решают узнать, кто по-настоящему свободно и счастливо живёт на Руси. Этот спор их так увлекает, что они забывают обо всём на свете.
«Сошлися — и заспорили:Источник: Часть первая, Пролог
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?»
«За спором не заметили,Источник: Часть первая, Пролог
Как село солнце красное,
Как вечер наступил».
Мужики на редкость упрямы, и никто из них не готов согласиться с чужим мнением. Каждый из них считает, что в его словах кроется истинная правда.
«Мужик что бык: втемяшитсяИсточник: Часть первая, Пролог
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие –
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…»
«Идут — перекоряются!Источник: Часть первая, Пролог
Кричат — не образумятся!»
«И всяк свое кричит!»
Источник: Часть первая, Пролог
«Как будто подзадориватьИсточник: Часть первая, Пролог
Упрямых мужиков».
Мужики — задорные, азартные люди.
«Кричат ребята буйные…»
Источник: Часть первая, Пролог
«Забрало пуще прежнегоИсточник: Часть первая, Пролог
Задорных мужиков…»
«Чуть не плевали в бородуИсточник: Часть первая, Глава 4
Ретивым крикунам».
Мужики несколько инфантильны, не хотят брать на себя ответственность за свои поступки. Сами того не заметив, во время спора они зашли далеко в лес, но обвинили в этом лешего.
«На лес, на путь-дороженькуИсточник: Часть первая, Пролог
Глядел, молчал Пахом,
Глядел — умом раскидывал
И молвил наконец:
“Ну! леший шутку славную
Над нами подшутил!
Никак ведь мы без малого
Верст тридцать отошли!»
«Свалив беду на лешего,Источник: Часть первая, Пролог
Под лесом при дороженьке
Уселись мужики».
Мужики — любители выпить. Каждый из них способен выпить по 3 косушки водки (косушка — единица измерения объема жидкости, равная 0,3 л).
«Приспела скоро водочка,Источник: Часть первая, Пролог
Приспела и закусочка —
Пируют мужички!
Косушки по три выпили».
«Да по ведру бы водочки…»
Источник: Часть первая, Пролог
Мужики — настоящие богатыри, которые едят по полпуда (8 кг) хлеба в день.
«Кабы нам только хлебушкаИсточник: Часть первая, Пролог
По полупуду в день…»
Мужики отличаются задорным, неуравновешенным нравом. Отстаивая своё мнение, они готовы драться друг с другом.
«Забрало пуще прежнегоИсточник: Часть первая, Пролог
Задорных мужиков,
Ругательски ругаются,
Не мудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса…
Гляди — уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.
А два братана Губины
Утюжат Прова дюжего,—
И всяк свое кричит!»
Крестьяне неприхотливы, они привыкли довольствоваться малым.
«Из лужицы напилися,Источник: Часть первая, Пролог
Умылись, освежилися…»
Крестьяне бедны.
«Постой! мы люди бедные…»
Источник: Часть первая, Пролог
Мужики неприхотливы; задавшись вопросом, кому живётся счастливо на Руси, упорно хотят на него ответить. А для этого придётся отправиться в дорогу и поговорить с людьми. Всё, что им нужно для путешествия, — незамысловатая еда и водка.
«”Не надо бы и крылышек,Источник: Часть первая, Пролог
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в день,-
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!”-
Сказал угрюмый Пров.
“Да по ведру бы водочки”,-
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.
“Да утром бы огурчиков
Соленых по десяточку”,-
Шутили мужики.
“А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску”.
“А вечером по чайничку
Горячего чайку…”»
Мужиков настолько заинтересовал вопрос, что они решают не возвращаться к своей привычной жизни до тех пор, пока точно не выяснят, кому хорошо живётся на Руси.
«А с толком дело спорноеИсточник: Часть первая, Пролог
По разуму, по-божески,
На чести повести –
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?»
Крестьяне — добродушные, эмоциональные люди.
«Крестьяне добродушныеИсточник: Часть первая, Глава 5
Чуть тоже не заплакали…»
Мужики отличаются большим трудолюбием. Они с детства привыкли к физическому труду.
«Не выдержали странники:Источник: Часть вторая, Глава 1
“Давно мы не работали,
Давайте — покосим!”
Семь баб им косы отдали.
Проснулась, разгорелося
Привычка позабытая
К труду! Как зубы с голоду,
Работает у каждого
Проворная рука».
Крестьяне — верующие люди (слушатели — это мужики).
«Сняв шляпу, пастырь крестится,Источник: Часть первая, Глава 1
И слушатели тож».
Мужики отличаются большой скромностью.
«Мы господа не важные,Источник: Часть первая, Глава 5
Перед твоею милостью
И постоим…»
Несмотря на безграмотность, крестьяне очень любознательны.
«Заметив любознательностьИсточник: Часть третья, Пролог
Крестьян, дворовый седенький
К ним с книгой подошел…»
Воспитание
Крестьяне не получили образования.
«Хоть люди вы почтенные,Источник: Часть первая, глава 5
Однако не ученые,
Как с вами говорить?»
Исключением является лишь Демьян, который по слогам может читать простые короткие слова.
«Демьян, крестьянин грамотный,Источник: Часть третья, Пролог
Читает по складам»
«…Как ни тужился,Источник: Часть третья, Пролог
Мудреного заглавия
Не одолел Демьян».
Характеристика крестьян другими героями
Оболт-Оболдуев
Помещик Оболт-Оболдуев несколько пренебрежительно относится к крестьянам, зная, что они простые, необразованные мужики.
«Хоть люди вы почтенные,Источник: Часть первая, глава 5
Однако не ученые,
Как с вами говорить?»
Подробная характеристика Оболдуева.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику крестьян вместе!
Биография
Семеро временнообязанных крестьян: Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, Пров и Пахом — жили в смежных деревнях одной губернии: Заплатова, Дыряева, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка. У каждого из них была большая семья, свои дела и обязанности.
Но всё изменилось, когда однажды крестьяне встретились на столбовой дороге и принялись спорить, кому хорошо живётся на Руси. Роман считал, что лучше всего живется помещикам, Демьян был уверен, что чиновникам, Лука не сомневался, что лучше всех на Руси живут попы, братья Иван и Митродор считали, что это были купцы. Пахом доказывал, что хорошо живётся вельможным бояринам, а Пров был уверен, что лучше всех живёт царь.
Спор настолько захватил мужиков, что они прошли около тридцати вёрст и оказались в лесу. Здесь перепалка разгорелась с новой силой, и спорщики даже принялись драться друг с другом. Успокоившись, они решили бросить все свои дела и отправиться путешествовать по стране, чтобы найти истину.
На своём пути крестьяне встречали множество людей, среди которых были и те, кто мог претендовать на звание счастливого человека. Однако при личном разговоре выяснялось, что каждый из этих претендентов был по-своему несчастлив.
Образы крестьян
Крестьяне-правдоискатели представляют собой групповой портрет. Автор намеренно не описывает каждого крестьянина по отдельности, давая героям общую характеристику. По мнению писателя, у крестьян больше общих черт, чем индивидуальных.
Уже в начале произведения описывается яркая черта героев — страсть к спору и поиску истины. Они готовы самозабвенно препираться друг с другом, пуская при этом в ход кулаки. Буйство характеров, выяснение отношений кулаками — отличительная черта крестьян. Однако их трудно назвать озлобленными и агрессивными: мужики отходчивы и способны вновь мирно общаться.
Упрямство крестьян, их твёрдое намерение доказать свою правоту и становятся причиной их путешествия в поисках ответа на свой вопрос. Мужики готовы бросить свою работу, обязательства, свои семьи, лишь бы убедиться в том, что на Руси есть по-настоящему счастливые люди.
Общей чертой крестьян является и их страсть к алкоголю. Они не представляют свою жизнь без водки, и даже у птички-пеночки просят, чтобы ежедневно скатерть-самобранка приносила им не только хлеб, но и ведро водки.
Крестьяне — смелые, задорные люди, которые не боятся трудностей. Они трудолюбивы, готовы помогать ближнему. Несмотря на свою необразованность, они любознательны, рассудительны, стремятся к истине и остро чувствую обман, лицемерие.
Вывод
В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» крестьяне-правдоискатели представляют собой обобщённый образ всего русского крестьянства. В нём собраны все черты, как положительные, так и отрицательные, которые могу охарактеризовать крестьян во второй половине XIX века.
Но роль героев заключается также и в том, что во время своего путешествия они взаимодействуют с представителями купечества, духовенства, дворянства, и тем самым раскрывают положение всех слоёв общества. Характеристика крестьян с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко составить доклад, написать сочинение.