Князь Владимир Святой правил 35 лет, с 980 по 1015 год и основным событием его правления на киевском престоле следует считать принятие христианства. Крещение князя и дружины произошло в 988 году, но христианизация населения растянулась примерно на столетие, а пережитки язычества сохранялись и позднее.
К социально-экономическим последствиям христианства можно отнести развитие градостроительства, торговли, законодательства (появление первого свода законов – “Русской Правды”), а также феодальной земельной собственности. В Древней Руси появился новый слой общества – духовенство. Как следствие, начали строить монастыри.
Культурные и этнические последствия
Принятие христианства привело к развитию древнерусской культуры. Это выражалось в следующем:
- Строительство каменных храмов, например, Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке.
- Развитие иконописи.
- Начало летописания.
- Появление литературной традиции, например, “Поучения Владимира Мономаха” и “Жития Феодосия Печерского”.
В государстве появились русские священники, монахи, епископы и даже митрополиты, ускорилось формирование древнерусской народности. В XII веке в летописях перестают упоминаться восточнославянские племена.
В таблице по пунктам можно обобщить перечисленные последствия принятия христианства в 988 году:
Последствия |
|
Этнические |
Ускорение консолидации древнерусской народности, появление русских священников и митрополитов |
Социальные |
Ускорение дифференциации древнерусского общества, выделение господствующего слоя, развитие феодализма |
Экономические |
Появление и укрепление земельной собственности |
Политические |
Рост международного престижа государства, династические браки с разными государствами Европы, укрепление центральной власти и важности престола в Киеве |
Культурные |
Развитие древнерусской культуры, в том числе архитектуры, иконописи, литературы, начало летописания |
Первые пять митрополитов были греками, а шестым стал Иларион. Он занимал пост всего 4 года, с 1051 по 1055 год. Иларион написал “Слово о законе и благодати”. После смерти его снова сменил грек – Ефрем. Иларион был поставлен на кафедру митрополита собором русских епископов, а не патриархом из Константинополя.
Что мы узнали?
Значение принятия христианства на Руси кратко проходят в школьном курсе истории 6 класса, а также повторно в 10-ом. Оно имело важное значение во всех смыслах, как социально-экономическом, так в политическом и культурном.