С 1889 по 1917 год в Российской империи существовала чиновничья должность земского начальника. Она появилась в царствование императора Александра III. Земский начальник представлял собой одновременно административную власть относительно крестьянской общины и судебную власть для всех остальных жителей. Появление чиновников данной категории стало частью контрреформ Александра III.
В июне 1874 года должность мирового посредника была заменена на непременного члена уездных по крестьянским делам присутствий. От них власти требовали контроля над крестьянской общиной, и при этом подати с крестьян собирала полиция, а судебные дела были поделены между мировыми судьями и волостными судами.
Такая система управления была запутанной и неудобной и приводила к беспорядкам на волостном уровне. Назначенный в 1882 году на пост министра внутренних дел граф Дмитрий Толстой пришёл к выводу, что коллегиальное управление приводит к фактическому безвластию при формальном многоначалии на бумаге.
Над проектом положения о земских начальниках, помимо министра, работали несколько губернаторов, руководитель Канцелярии министерства Алексей Пазухин и чиновник особых поручений Александр Стишинский. В декабре 1888 года законопроект был рассмотрен в Государственном совете.
Принятие закона и особенности земских начальников
Принятие закона о земских начальниках состоялось 12 июля 1889 года после доработки по поручению императора Александра III.
В обществе критика института земских начальников началась из-за того, что в одной должности соединялась административная и судебная власть. Для государства они были главной исполнительной властью на местах. Например, в июне 1893 года были изданы правила об общих переделах надельных земель, и они касались только губерний, где существовала должность земского начальника.
В 1899 году вышло положение о порядке взимания окладных сборов, и оно также охватило только губернии, где была введена должность земского начальника.
В иерархии местной власти выше земского начальника стоял уездный съезд и губернское присутствие. Они сыграли заметную роль в проведении аграрной реформы Петра Столыпина в 1907–1914 годах, в том числе и в работах по землеустройству.
К 1913 году должность земского начальника существовала в 43 губерниях Российской империи. Её не было в следующих регионах:
- Киевская, Волынская и Подольская губернии;
- Закавказье;
- область Войска Донского;
- Архангельская губерния;
- Привислянский край;
- Сибирь и Средняя Азия. Вместо земских там существовали крестьянские начальники.
Земские начальники назначались из числа дворян-землевладельцев. У них был широкий круг полномочий, в том числе:
- утверждение в должности волостных старшин;
- надзор за опекунством и выбор судей волостных судов;
- руководство нижними чинами уездной полиции;
- ревизия установлений крестьянского самоуправления.
Земскому начальнику были подсудны уголовные дела, не требовавшие наказания в виде штрафа выше 300 рублей или тюремного заключения на один год.
Что мы узнали?
Кратко подытоживая, положение о земских участковых начальниках 1889 года относится к организации местного управления Российской империи рубежа XIX–XX веков. Земской начальник был представителем одновременно административной и судебной власти.