Земские начальники

Земские начальники

С 1889 по 1917 год в Российской империи существовала чиновничья должность земского начальника. Она появилась в царствование императора Александра III. Земский начальник представлял собой одновременно административную власть относительно крестьянской общины и судебную власть для всех остальных жителей. Появление чиновников данной категории стало частью контрреформ Александра III.

В июне 1874 года должность мирового посредника была заменена на непременного члена уездных по крестьянским делам присутствий. От них власти требовали контроля над крестьянской общиной, и при этом подати с крестьян собирала полиция, а судебные дела были поделены между мировыми судьями и волостными судами.

Такая система управления была запутанной и неудобной и приводила к беспорядкам на волостном уровне. Назначенный в 1882 году на пост министра внутренних дел граф Дмитрий Толстой пришёл к выводу, что коллегиальное управление приводит к фактическому безвластию при формальном многоначалии на бумаге.

Над проектом положения о земских начальниках, помимо министра, работали несколько губернаторов, руководитель Канцелярии министерства Алексей Пазухин и чиновник особых поручений Александр Стишинский. В декабре 1888 года законопроект был рассмотрен в Государственном совете.

Земские начальники

Рис. 2. Земские начальники.

Принятие закона и особенности земских начальников

Принятие закона о земских начальниках состоялось 12 июля 1889 года после доработки по поручению императора Александра III.

В обществе критика института земских начальников началась из-за того, что в одной должности соединялась административная и судебная власть. Для государства они были главной исполнительной властью на местах. Например, в июне 1893 года были изданы правила об общих переделах надельных земель, и они касались только губерний, где существовала должность земского начальника.

В 1899 году вышло положение о порядке взимания окладных сборов, и оно также охватило только губернии, где была введена должность земского начальника.

В иерархии местной власти выше земского начальника стоял уездный съезд и губернское присутствие. Они сыграли заметную роль в проведении аграрной реформы Петра Столыпина в 1907–1914 годах, в том числе и в работах по землеустройству.

К 1913 году должность земского начальника существовала в 43 губерниях Российской империи. Её не было в следующих регионах:

  • Киевская, Волынская и Подольская губернии;
  • Закавказье;
  • область Войска Донского;
  • Архангельская губерния;
  • Привислянский край;
  • Сибирь и Средняя Азия. Вместо земских там существовали крестьянские начальники.

Земские начальники назначались из числа дворян-землевладельцев. У них был широкий круг полномочий, в том числе:

  • утверждение в должности волостных старшин;
  • надзор за опекунством и выбор судей волостных судов;
  • руководство нижними чинами уездной полиции;
  • ревизия установлений крестьянского самоуправления.

Земскому начальнику были подсудны уголовные дела, не требовавшие наказания в виде штрафа выше 300 рублей или тюремного заключения на один год.

Земские начальники

Рис. 3. Земский начальник. 1889 год.

Что мы узнали?

Кратко подытоживая, положение о земских участковых начальниках 1889 года относится к организации местного управления Российской империи рубежа XIX–XX веков. Земской начальник был представителем одновременно административной и судебной власти.

Предыдущая
Всемирная историяЗемская реформа Ивана Грозного
Следующая
Всемирная историяЗемский собор
Спринт-Олимпик.ру