Русская культура 16 века развивалась стремительными темпами: на объединенных землях велось активное и масштабное строительство, живопись и литература не отставали от архитектуры. По-прежнему большое влияние на жизнь общества и, в частности, культуру, оказывает религиозное мировоззрение, однако в культуре уже закладываются принципы идей просвещения.
Строить продолжали преимущественно из дерева, но каменное зодчество также активно развивалось.
В этот период была отстроена Москва – Китай-город, в котором явно чувствовалось восточное влияние, Белый и Земляной города.
Живопись
Основное направление этого вида искусства – написание икон. Каноном становятся иконы Андрея Рублева – такое решение принимается на Стоглавом соборе (в 1551 году), после которого все иконы содержат характерные черты его стиля. То есть иконы перестали устрашать – их особенности заключаются в том, что они исцеляют душевные раны, приятны глазу и несут утешение.
Одна из самых известных икон этого исторического периода посвящена взятию Казани. Она называется “Церковь воинствующая” и позиционирует покорение Казанского ханства как победу православия.
Проникновение портретной и других видов светской живописи в церковную не поощрялось, однако в росписи Золотой палаты Кремля в Москве несложно увидеть влияние западной культуры. Там запечатлены важные для России исторические события.
Светские жанры также получают активное развитие, предвосхищая развитие этого вида искусства в XVII веке.
Типография
Именно в XVI веке на Руси была напечатана книга. Первым книгопечатником стал Иван Федоров. Его “Апостол” сохранился до наших дней, он датируется 1553-1555 годами. Первый русский букварь был напечатан несколько позже, во Львове.
Стоили первые напечатанные книги гораздо дороже, чем рукописные.
Литература
Продолжают писаться летописи (создано несколько известных летописных сводов) и агиографии (жития святых), однако распространение получает и светская литература – книги с занимательным сюжетом и беллетристика. Самыми известными произведениями такого рода являются “Повесть о Дракуле” за авторством Федора Курицына, и история жизни Александра Македонского – это не оригинальное произведение, а перевод под названием “Александрия”.
Также в это время получает закрепление идея о Москве как о “третьем Риме”, которая была обоснована в литературных трудах старца Филофея. Она основывается на том, что первый Рим и второй Рим (Византия) пали, третий Рим – Москва, а четвертому не быть. Данная теория укрепляла государственность, способствовала становлению Российского государства как центра православия во всем мире.
В этот период зарождается и публицистика. Она еще не до конца свободна от влияния религии, но все же основные черты рационализма в ней прослеживаются. Интересной в этом плане является переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным. В этом же веке создан свод правил домашней жизни – “Домострой”. Автором этого произведения был Сильвестр.
В своих письмах к царю Андрей Курбский высказывал смелые для своего времени идеи о том, что царь должен считаться с мнением своих подданных.
Что мы узнали?
Из статьи по истории для 7 класса мы узнали, каким был XVI век в истории русской культуры: каковы были основные направления развития живописи, архитектуры и литературы, как постепенно они отходили исключительно от церковных канонов. Хотя религиозное мировоззрение оставалось господствующим. Узнали, что повлияло на развитие русской культуры в XVI веке, каким образом развивалась православная традиция и какие особенности этого периода были самыми важными. Также рассмотрели ряд персоналий и их влияние на культуру, отследили зарождение ряда светских направлений в живописи, архитектуре и литературе, а также предположили, как их особенности повлияли на культурные события в дальнейшем.