XIX век стал Золотым веком русской культуры. Господствующим видом искусства становится литература. Смена литературных направлений определяет развитие всей эпохи.
Литературные стили
На рубеже XVIII-XIX вв. в литературе утвердился сентиментализм. Его ведущим представителем стал Н. М. Карамзин.
В 20-е гг. XIX века на смену сентиментализму приходит романтизм. Прежде всего это связано с творчеством В. А. Жуковского.
Романтиками были поэты-декабристы:
- К. Ф. Рылеев,
- В. К. Кюхельбекер,
- А. И. Одоевский.
С 30-х гг. в русской литературе ведущим направлением становится реализм. А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь заложили основы современного русского языка. Русская литература вступила в свой Золотой век.
Во второй половине XIX века русские писатели прочно утверждаются в мировой литературе. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова относятся к критическом реализму. В них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.
Архитектурные стили
В первой трети XIX века в русской архитектуре наступает период “строгого” классицизма или ампир. Он пришел в Россию под влиянием наполеоновской Франции и представлен архитекторами:
- К. Росси (Александринский театр);
- А. Д. Захаров (Адмиралтейство);
- А. Н. Воронихин (Казанский собор).
В 30-50-е гг. XIX века формируется новое направление – эклектика или историзм. В отечественной архитектуре оно проявилось в появлении русско-византийского стиля. По проектам К. А. Тона были построены:
- Храм Христа Спасителя,
- Большой Кремлевский дворец,
- железнодорожные вокзалы в Москве и Петербурге.
Во второй половине XIX века разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль. Он представлен следующими архитекторами:
- А. А. Семенов (Исторический музей в Москве);
- Д. Н. Чичагов (московская Городская дума);
- А. Н. Померанцев (современный ГУМ).
Стили в живописи
В первой половине XIX века в творчестве русских художников преобладали классицизм и романтизм. Для первого было характерно использование античных и библейских сюжетов. Ведущими представителями классицизма были Ф. А. Бруни и Ф. И. Толстой.
Художники-романтики предпочитали портретную и пейзажную живопись. Среди них выделяются:
- С. Ф. Щедрин;
- О. А. Кипренский;
- А. Г. Венецианов.
Особое место занимает К. П. Брюллов, вершиной творчества которого является картина “Последний день Помпеи”.
Во второй половине XIX века в живописи прочно утверждается реализм. В 1870 г. возникает “Товарищество передвижных выставок”, в котором объединились художники-реалисты:
- И. Е. Репин,
- Н. Н. Ге,
- И. Н. Крамской и др.
Скульптура XIX века
Особое значение в России имела монументальная скульптура, представленная в следующей таблице:
Памятник | Место установки | Год установки | Скульптор |
Минину и Пожарскому | Москва | 1818 | И. П. Мартос |
Кутузову | Петербург | 1835 | Б. И. Орловский |
Скульптурная группа “Укрощение коня” | Петербург | 1841 | П. К. Клодт |
“Тысячелетие России” | Новгород | 1862 | М. О. Микешин |
Пушкину | Москва | 1880 | А. М. Опекушин |
Богдану Хмельницкому | Киев | 1888 | М. О. Микешин |
Лермонтову | Пятигорск | 1889 | А. М. Опекушин |
Среди 128 фигур памятника “Тысячелетие России” нет Ивана Грозного. Царь “прославился” погромом Новгорода, поэтому его изображение посчитали неэтичным.
Что мы узнали?
В XIX веке культура России поднялась на небывалую высоту. Заимствуя и видоизменяя лучшие западные образцы, она вступила в свой Золотой век. Достижения русских писателей, архитекторов, художников стали шедеврами мирового искусства.