Взаимодействие человека с компьютером и программным обеспечением осуществляется через пользовательский интерфейс. В процессе развития компьютерной техники появлялись различные виды интерфейса. Современный пользовательский интерфейс строиться на основе графического объектно-ориентированного подхода, элементы которого изучаются на уроках информатики в 7 классе.
- командный;
- графический;
- речевой;
- интерфейс на основе биометрической технологии.
Командный интерфейс
Командный интерфейс реализован через технологию командной строки, которая помечается мигающим курсором, обозначая место ввода команды. Команды вводятся с помощью клавиатуры, результаты выдаются на экран монитора. Сложность работы через такой интерфейс заключается в том, что пользователю следует знать значение и синтаксис команд.
Операционной системой на командном интерфейсе была MS DOS, появившаяся в 1981 году вместе с первыми компьютерами фирмы IBM.
Технология командной строки, не потеряла актуальности и сегодня, несмотря на появление новых высокоуровневых технологий.
Графический интерфейс
Идея графического интерфейса появилась в 70-х года 20 века. Первые графические интерфейсы позволяли использовать манипуляторы для доступа к любому месту экрана, выделять текст цветом, менять назначение клавиатурных клавиш в зависимости от содержания программы.
Современные графические интерфейсы построены на основе объектно-ориентированного подхода, где управление осуществляется через графические объекты с помощью манипуляторов.
Основными графическими объектами являются окна и меню.
Окно представляет собой область, ограниченную рамкой.
Разновидности окон графического интерфейса:
- окна приложений;
- диалоговые окна.
Все они имеют одинаковую конструкцию: имеют меню, строку заголовка, строку состояния, подчиняются единым приемам работы.
Все действия в окнах осуществляются с помощью меню, которое представляет собой набор команд, сгруппированных по выполняемым функциям. Выбор команд производится нажатием левой кнопки мыши.
Правой кнопкой мыши раскрывается контекстное меню, со списком команд характерных для текущего объекта.
Большой набор графических объектов сконцентрирован в диалоговых окнах. Задачи таких элементов управления организовать взаимодействие пользователя с инструментами программы. Различают следующие виды элементов управления:
- поле ввода — для внесения текстовых данных;
- командные кнопки — для выполнения действия;
- переключатели — предназначены для выбора одного из нескольких сгруппированных вариантов, выглядят как кружки с точками;
- флажки — предназначены для выбора нескольких вариантов, включение его помечается галочкой;
- выпадающие списки — содержат перечень команд; большой список отображается не весь, раскрывается при нажатии раскрывающей кнопки.
Речевой интерфейс
С возникновением методики распознавания речи возник речевой интерфейс, где команды подаются голосом путем проговаривания специальных слов. Такая функция удобна, там, где затруднены другие виды взаимодействия с компьютерными программами. Например, система голосового управления в бортовом компьютере современного автомобиля позволяет управлять перемещением по меню, навигацией, климат контролем.
Некоторые разработчики программного обеспечения развернули решения в области голосовых технологий. Они предлагают сервисы, распознающие речь человека и выполняющие действия в ответ на голосовые команды. Например, GoogleAssistant, Яндекс Алиса.
Биометрическая технология (мимическая технология)
Изначально работы по распознаванию лиц проводились службами безопасности в местах скопления людей, например в аэропортах, для выявления злоумышленников. Однако в настоящее время биометрическая технология получила более широкое распространение и используется крупными компаниями для идентификации клиентов. В качестве примера можно привести банки, где биометрия используется для аутентификации постоянных клиентов без предоставления документов. В качестве объекта идентификации выступают отпечатки пальцев, радужка глаза, форма кисти, почерк, голос.
Что мы узнали?
Пользовательский интерфейс — это набор инструментов и приемов общения человека и ЭВМ. Различают командный, графический, речевой интерфейс, а также высокоуровневый интерфейс, построенный на биометрической технологии.