Место человека в системе органического мира

Место человека в системе органического мира

Тело современного человека формировалось в ходе эволюции миллионы лет. За это время человечество научилось изготавливать орудия труда, строить жилища, жить обществом. Поэтому место человека в системе органического мира определяется не только биологическими, но и социальными функциями.

Человек относится к гоминидам, т.е. человекообразным, прогрессивным обезьянам, о чём свидетельствует ряд общих признаков:

  • аналогичные пропорции тела;
  • относительно крупный мозг;
  • хорошо развитый лицевой отдел черепа, мимика;
  • схожее строение ушных раковин;
  • наличие подвижных мясистых губ;
  • аналогичное строение зубов;
  • пятипалые конечности, большой палец противопоставлен всем остальным;
  • плоские ногти;
  • папиллярные узоры;
  • отсутствие хвоста;
  • отсутствие волос на внутренней стороне стоп и ладоней;
  • аппендикс;
  • бинокулярное зрение;
  • сходные заболевания;
  • сходство групп крови;
  • низкая плодовитость (один-два детёныша) и длительный период детства;
  • социальный образ жизни.

Место человека в системе органического мира

Рис. 1. Внешнее сходство человека и обезьяны.

Геном человека и шимпанзе отличается всего лишь на 1,2 %, т.е. почти на 99 % человек является родственником шимпанзе. Однако такая несущественная разница позволяет развиться шимпанзе только до уровня 4-летнего ребёнка.

Сходства и различия с животными

Говоря кратко о месте человека в системе органического мира, следует разграничить его биологическую и социальную роли. Человек имеет естественные потребности (сон, еда, спаривание), но при этом способен контролировать свои желания, учиться, заниматься творчеством.

Несмотря на то, что человечество – животный вид, в ходе развития человек приобрёл уникальные анатомические и социальные качества. В таблице приведены сходства и различия человека и других млекопитающих.

Сходство

Отличие

  • Остевой скелет;
  • схожее строение и расположение систем органов;
  • парные сегментарные жаберные щели в глотке;
  • молочные железы;
  • волосяной покров;
  • диафрагма;
  • дифференциация зубов на резцы, клыки, коренные;
  • слуховые косточки;
  • ушная раковина;
  • губы;
  • нижнее и верхнее веки с ресницами;
  • многочисленные кожные железы;
  • 7 шейных позвонков;
  • внутриутробное развитие, образование плаценты;
  • эмбриональное сходство (хорда располагается между нервной трубкой и кишечником);
  • постоянная температура тела
  • Полное прямохождение;
  • S-образный позвоночник, уменьшающий нагрузку при ходьбе;
  • сводчатая стопа;
  • хорошо развитая кора головного мозга;
  • подвижные пальцы, позволяющие совершать точные движения;
  • способность к длительному мышлению и решению сложных задач;
  • развитая речь;
  • создание социальной, искусственной среды;
  • сознательная, целенаправленная творческая деятельность;
  • самосознание, рефлексия (анализ своих действий, мыслей, переживаний)

Место человека в системе органического мира

Рис. 2. Мозг человека и других млекопитающих.

На принадлежность человека к животному царству указывают атавизмы – спонтанно проявляющиеся признаки, присущие предкам, и рудименты – органы, утратившие своё значение. К атавизмам относятся обильный волосяной покров по всему телу, включая лицо, хвост, многососковость, ярко выраженные клыки. К рудиментам – аппендикс, третье веко, мышцы ушных раковин.

Место человека в системе органического мира

Рис. 3. Гипертрихоз – избыточное оволосение.

Что мы узнали?

По классификации человек относится к приматам, высшим обезьянам – гоминидам. Об этом свидетельствует схожие черты с другими гоминидами. Несмотря на принадлежность человека к животному царству, имеются существенные различия, связанные с более сложным строением мозга.

Предыдущая
БиологияМеханическая ткань растений
Следующая
БиологияМетаболизм
Спринт-Олимпик.ру