В русском языке глагола «ложить» не существует.
Сложность в написании этого слова возникает из-за того, что существуют видовые пары глаголов: идти (несов.) – прийти (сов.), учить (несов.) – выучить (сов.), стоять (несов.) – постоять (сов.) и т. д.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?», глаголы совершенного вида – на вопрос «что сделать?». Видовые пары глаголов обычно отличаются между собой одной морфемой – приставкой или суффиксом.
Правило написания слова
Вопрос, как правильно, «ложить» или «класть», возникает в связи с тем, что существует глагол совершенного вида «положить» (сложить, уложить и т. п.) и глагол с постфиксом -ся «ложиться». Поскольку в русском языке есть множество примеров образования новой видовой формы глагола с помощью приставки, многие просто отбрасывают от слова «положить» приставку «по» и получают глагол «ложить», который отвечает на вопрос несовершенного вида «что делать?». Но в данном случае правило, когда с помощью морфемы можно получить новую форму, не работает, так как верная форма несовершенного вида – “класть”.
Исключениями из этого правила является ещё несколько глаголов, которые имеют супплетивные видовые пары. Эти глаголы имеют разные корни, но при этом являются формами одного и того же слова: искать (несов.) – найти (сов.), брать (несов.) – взять (сов.), класть (несов) – положить (сов).
Правило действует для всех личных форм глагола: класть – кладу – кладёшь – кладёт – кладут – кладёте – кладём.
Примеры
- Чтобы тесто получилось пышным и воздушным, в него следует класть дрожжи.
- Класть локти на стол нельзя: это считается плохой манерой.
- Ваське хотелось побыстрее научиться класть кирпичи, чтобы построить для матери самый красивый дом в округе.
- Дядя Семён учил меня грибы в лукошко класть так аккуратно, чтобы ни один из них не помялся.
- Очень важно научить ребёнка перед работой всегда класть на стол нужные материалы и инструменты, чтобы во время занятий не отвлекаться на поиски чего-то нужного.