Земля — уникальная планета в Солнечной системе, имеющая биосферу, то есть множество природных комплексов с разнообразными климатическими условиями. Задача людей — сохранить природу, научиться жить рядом с её обитателями. Для этого требуется понимание взаимосвязей в природе и влияния человека на окружающий мир. Проследим связи между природными явлениями и разберём несколько примеров.
Всю природу пронизывают невидимые нити, примеры этого хорошо известны историкам.
В середине ХХ века в Китае объявили войну воробьям. Считалось, что птицы поедают зерно, что приводит к потере урожая. За несколько месяцев воробьи были побеждены. Урожай зерновых порадовал крестьян. Однако посевы следующего года пострадали от нашествия саранчи, гусениц и других вредителей, которые являлись птичьим кормом. Урожаи резко упали.
Следствием истребления воробьёв и гибели значительной части урожая стал массовый трёхлетний голод, во время которого погибло от 10 до 30 млн человек.
Живые воробьи закупались в СССР и Канаде и выпускались на поля.
Этот пример является иллюстрацией модели связи между человеком и природой, между представителями животного мира.
Проблемы Йеллоустонского парка
События в Йеллоустонском парке демонстрируют ещё одну модель связи между животными и растениями в лесу.
В середине ХХ века сотрудники парка пришли к выводу, что волки препятствуют росту популяции оленей. Все волки были уничтожены. Поголовье оленей быстро выросло. Однако олени вытоптали большие территории, выедая все растения, включая редкие. В стадах начались эпидемии, так как больные животные паслись рядом со здоровыми.
В 1995 году в парк выпустили 14 волков. Вскоре олени стали более осторожны, избегали некоторых участков. Это привело к росту трав, возрождению лесов. Стада очистились от больных особей. Добычей волков были койоты. В результате мыши и кролики восстановили поголовье, что вернуло лисиц, ласок, хорьков, сов, орлов. Вскоре пришли медведи, которые крали добычу у волков.
Берега рек быстро заросли травой и деревьями, перестали размываться, их русла выпрямились.
Конкуренция растений
Растениям нужен свет. На окраине леса один тип растительности сменяется другим в связи с затенением одних растений другими.
В траве на солнце много земляники. Со временем появляются кусты малины и тень под ними, земляника исчезает. Малинник вытаптывают люди и животные, собирая урожай. На пустых местах подрастают сосны. Под ними темно, нет прежних ягод, появляются мхи, брусника, черника, грибы. В сосняках селятся птицы, шмели, ящерицы, лисы.
Так разрастается лес.
Что мы узнали?
В мире существуют многочисленные связи между живой и неживой природой, животными и растениями, человеком и природными системами. Приведённые в статье примеры помогут ученикам 2 класса в подготовке доклада по окружающему миру: истребление воробьёв в Китае, проблема Йеллоустонского национального парка.