Необходимым условием развития экономической сферы является нормальное функционирование рыночной системы. Под рынком понимается совокупность взаимоотношений между покупателем и продавцом, касающихся покупки и продажи товара или услуги. Эта область регулируется определёнными правилами. Узнаем, что такое закон спроса и предложения, в чем заключается его специфика.
Определение закона предложения можно сформулировать следующим образом: повышение цены ведёт к росту предложения, понижение цены — к снижению его величины.
Важным для данного закона является понятие маржинальности. Оно означает доход от каждой единицы продаваемого товара. Проиллюстрируем это конкретным примером: на то, чтобы изготовить одно платье, производитель тратит 500 рублей на ткань и расходные материалы (иначе эту сумму называют себестоимостью товара). Готовый продукт продаётся за 900 рублей. Разница между себестоимостью и суммой, полученной при реализации (400 рублей) и является маржинальностью (чистой прибылью).
Существует ряд факторов, которые оказывают влияние на предложение. Кратко познакомимся с основными из них.
- Цена на ресурсы (электроэнергию, материалы, сырьё).
- Затраты на приобретение оборудования.
- Технология производства.
- Налоги.
- Конкуренция.
- Аналоги продукции.
- Веяния моды.
Закон спроса
Спросом в обществознании называется готовность покупателя приобрести товар или услугу за конкретную денежную сумму. Объем спроса зависит от того, какое количество продукта способны приобрести люди в данный момент. Он определяется следующими факторами:
- уровень доходов покупателей;
- количество людей, готовых приобрести товар или услугу;
- личные предпочтения покупателей (например, кому-то нравятся сапоги из натуральной кожи, а кому-то — спортивная обувь);
- размеры рынка (в небольшом селе с единственным действующим магазином спрос на товар будет выше, чем в крупном городе со множеством торговых центров);
- льготы, которые готов предоставить продавец (покупатель охотно участвует в лотерее, выражает желание приобрести товар, на который действуют скидки, акции);
- наличие аналогичных товаров по более низкой цене.
Что предполагает закон спроса? Повышение цены на товар или услугу ведёт к снижению спроса, понижение цены — к увеличению спроса. Говоря простыми словами, если в одном магазине булка хлеба стоит 30 рублей, а в соседнем — 34, выше спрос будет там, где дешевле.
Для того, чтобы реализовать продукцию, грамотный продавец учитывает закон спроса. При этом он использует разные маркетинговые ходы — действия, которые повышают интерес покупателей к товару. К ним относятся скидки, бонусные карты, подарки постоянным клиентам, рекламные листовки, бесплатные пробники. Иногда для того, чтобы привлечь внимание, продавец создаёт искусственный дефицит товара (говорит о том, что осталось всего несколько единиц по выгодной цене).
Что мы узнали?
Закон предложения и спроса является важным фактором развития рыночных отношений. Предложение — это количество товаров и услуг, выставленных на продажу. Закон предложения гласит: чем выше цена, тем выше предложение. Спрос — это готовность покупателей приобрести продукцию. Закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос.