Закон предложения и спроса

Закон предложения и спроса

Необходимым условием развития экономической сферы является нормальное функционирование рыночной системы. Под рынком понимается совокупность взаимоотношений между покупателем и продавцом, касающихся покупки и продажи товара или услуги. Эта область регулируется определёнными правилами. Узнаем, что такое закон спроса и предложения, в чем заключается его специфика.

Определение закона предложения можно сформулировать следующим образом: повышение цены ведёт к росту предложения, понижение цены — к снижению его величины.

Важным для данного закона является понятие маржинальности. Оно означает доход от каждой единицы продаваемого товара. Проиллюстрируем это конкретным примером: на то, чтобы изготовить одно платье, производитель тратит 500 рублей на ткань и расходные материалы (иначе эту сумму называют себестоимостью товара). Готовый продукт продаётся за 900 рублей. Разница между себестоимостью и суммой, полученной при реализации (400 рублей) и является маржинальностью (чистой прибылью).

Закон предложения и спроса

Рис. 1. Пошив платья.

Существует ряд факторов, которые оказывают влияние на предложение. Кратко познакомимся с основными из них.

  • Цена на ресурсы (электроэнергию, материалы, сырьё).
  • Затраты на приобретение оборудования.
  • Технология производства.
  • Налоги.
  • Конкуренция.
  • Аналоги продукции.
  • Веяния моды.

Закон спроса

Спросом в обществознании называется готовность покупателя приобрести товар или услугу за конкретную денежную сумму. Объем спроса зависит от того, какое количество продукта способны приобрести люди в данный момент. Он определяется следующими факторами:

  • уровень доходов покупателей;
  • количество людей, готовых приобрести товар или услугу;
  • личные предпочтения покупателей (например, кому-то нравятся сапоги из натуральной кожи, а кому-то — спортивная обувь);
  • размеры рынка (в небольшом селе с единственным действующим магазином спрос на товар будет выше, чем в крупном городе со множеством торговых центров);
  • льготы, которые готов предоставить продавец (покупатель охотно участвует в лотерее, выражает желание приобрести товар, на который действуют скидки, акции);
  • наличие аналогичных товаров по более низкой цене.

Закон предложения и спроса

Рис. 2. Супермаркет.

Что предполагает закон спроса? Повышение цены на товар или услугу ведёт к снижению спроса, понижение цены — к увеличению спроса. Говоря простыми словами, если в одном магазине булка хлеба стоит 30 рублей, а в соседнем — 34, выше спрос будет там, где дешевле.

Для того, чтобы реализовать продукцию, грамотный продавец учитывает закон спроса. При этом он использует разные маркетинговые ходы — действия, которые повышают интерес покупателей к товару. К ним относятся скидки, бонусные карты, подарки постоянным клиентам, рекламные листовки, бесплатные пробники. Иногда для того, чтобы привлечь внимание, продавец создаёт искусственный дефицит товара (говорит о том, что осталось всего несколько единиц по выгодной цене).

Закон предложения и спроса

Рис. 3. Распродажа.

Что мы узнали?

Закон предложения и спроса является важным фактором развития рыночных отношений. Предложение — это количество товаров и услуг, выставленных на продажу. Закон предложения гласит: чем выше цена, тем выше предложение. Спрос — это готовность покупателей приобрести продукцию. Закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос.

Предыдущая
ОбществознаниеЗачем создаются политические партии и каковы их цели?
Следующая
ОбществознаниеЗаконодательная власть
Спринт-Олимпик.ру