Выборы и политическое участие становятся все более привычными реалиями для жизни людей. Существует несколько типов избирательных систем, как способов реализации демократического права граждан влиять на политические решения. Одним из типов является пропорциональная избирательная система: узнаем, какие характерные черты и особенности ей присущи, а также выделим ее плюсы и минусы.
Достоинства и недостатки
С одной стороны, пропорциональная избирательная система имеет ряд преимуществ, которые отличают ее от других типов:
- прохождение в парламент тех партий, которые действительно популярны среди граждан, что не только позволяет отражать интересы большинства населения, но и повысить доверие к политической системе и активность людей;
- позволяет избежать дробления состава парламента, а также не допустить в него крайне радикальных элементов;
- в результате появляется широкий спектр различных партий – представительство различных слоев.
Но, с другой стороны, данная система выявляет ряд недостатков:
- избирателю приходится выбирать не конкретные личности, а список кандидатов, которые зачастую ему не известны;
- увеличивается ответственность победивших перед руководством партии, а не перед избирателями.
Таким образом, пропорциональная избирательная система позволяет представлять реальную расстановку политических сил, но создает трудности для совместной работы правительства.
Включение в парламент различных партий может привести к трудностям в принятии единых решений, выработке четкой программы будущего развития. Возникающие противоречия могут стать причиной нестабильности и распада законодательного органа.
В настоящее время многие страны используют пропорциональную избирательную систему на практике. К ним относятся Швейцария, Швеция, Австрия, Португалия, Дания и другие.
Что мы узнали?
Пропорциональная избирательная система – это один из типов избирательных систем, при котором участники получают места в парламенте пропорционально проценту набранных ими голосов. Такая разновидность формирования парламента увеличивает возможности всех партий на достижение их политических целей, но одновременно затрудняет дальнейшую работу государственного органа ввиду наличия в нем самых разных партий, часто имеющих противоположные взгляды.