Административное право регулирует различные отношения в сфере управления. Так как они достаточно масштабны, то требуется множество законов, чтобы охватить ими все возникающие вопросы. Рассмотрим основные источники административного права РФ.
В систему источников входят:
- федеральные источники;
Источники данного вида могут приниматься государственными органами центральной власти. Их действие распространяется на всю территорию страны.
- источники субъектов РФ;
Этот тип источников создается государственными органами власти субъектов нашей страны, и соответственно, их действие ограничено рамками этих территорий – республик, краев, областей и так далее.
Приведем примеры источников и раскроем подробнее каждый из указанных видов.
Источники административного права
К федеральным источникам относятся:
- Конституция РФ;
Является самым важным документом, обладает статусом основного закона. Некоторые статьи Конституции РФ содержат нормы административного права. Другие нормативные акты принимаются с учетом содержания ее статей и не могут им противоречить.
- Федеральные законы РФ;
Пример – Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»
- постановления палат Федерального собрания РФ, Правительства;
- указы Президента РФ;
- нормативно-правовые акты министерств;
В субъектах административного права РФ в качестве источников выступают:
- Конституции субъектов РФ;
- Уставы;
- нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Отдельный вид источника административного права составляют международные договоры, признанные и подписанные Россией.
Стоит упомянуть и о нормативно-правовых актах административно-процессуального характера. В нашей стране это Кодекс об административных правонарушениях. Он был принят в 2001 году. В нем определяются:
- виды административных наказаний;
- правила применения наказаний;
- органы, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях;
- правила расследования дела об административном правонарушении;
- порядок исполнения наказаний.
Проблемы в области административного права России
Ввиду того, что административное право охватывает множество различных отношений, оно отличается разнообразием источников. Но при этом существует проблема несистематизированности административных норм. При большом количестве источников нет их единой иерархии, то есть разделения на более и менее важные. Степень значимости в этом случае несколько размыта и не имеет четких границ. Это может вызывать некоторые сложности при разрешении того или иного вопроса, связанного с административными отношениями.
Что мы узнали?
Изучив тему об источниках административного права, мы выявили, что они подразделяются на две группы. Первая представлена федеральными источниками, к которым относится Конституция РФ, Федеральные законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации и другие нормативно-правовые акты органов центральной власти. Вторую группу составляют источники, издаваемые в субъектах: Конституции, Уставы, акты местных органов власти. Особенностью административного права России является наличие множества источников.