Добро и зло настолько тесно переплетены в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, что его непросто распознать с первого взгляда. Жестокость, прикрытая благородными мотивами, грех, за которым стоит необходимость прокормить близких – всё это грани, которые хочет показать автор в своём произведении. Жестокость Раскольникова скрыта за высокой идеей избавления людей от зла, но в реальности он просто убивает двух женщин, а чудесное спасение не происходит.
Жестока сама мысль о том, что кто-то решит, что ты “материал” и будет строить и крушить его так, как ему захочется. Ту, категорию людей, которую Раскольников относит к “чинным”, послушным гражданам, он принижает, считая её общей массой, которая нужна лишь для распространения себе подобных. Человек же, имеющий талант, может распоряжаться чужими жизнями, исходя из своих целей и величия идеи. Поставив себя на место правящих историей, Раскольников даже не взглянул на теорию с другой “колокольни”. Если бы он понимал всю жестокость этой философии, её последствия в масштабе, он бы ужаснулся собственного детища.
Взгляд в самую суть
Жестокость в “Преступлении и наказании” далеко не вымышленная, она обусловлена эпохой. Всему есть причина: жестокость окружающего мира породила жестокость человека. Голодный, нищий, отчаявшийся 23-летний юноша решается на убийство от того, что всё вокруг устроено чудовищно несправедливо: одни люди умирают от нищеты и болезней, а другие купаются в роскоши, которая им не приносит счастья. В разговоре со следователем Родион пытается ему изложить свою статью доступно и без эмоций.
Порфирий Петрович внимательно слушает рассуждения Раскольникова и старается вникнуть в его постулаты. Однако даже такой опытный, видавший всякое в жизни человек удивляется жестокости, которая содержится в теории. Молодой человек проникается философствованиями студента и ужасается последствиям, которые могли бы быть, если теория стала бы жизнеспособной. Следователь горячо дискуссирует с Родионом, проникает в его взгляды и убеждения и понимает, что студент способен на убийство. Если бы он при первой встрече догадался насколько сильно поглотила подозреваемого его же собственная теория, то преступление было бы раскрыто сразу.
Убийство старухи
Милосердный и благородный юноша всё же способен на страшные поступки: в его душе соседствуют искренне добрые намерения с гордыней и самолюбием, жестокость и забота о ближнем. Решившись на роковой шаг, Раскольников двигается словно заведённый в нужном направлении: сцена, проигранная в его сознании работает в реальной жизни: топор на петле в пальто, фальшивый заклад, хладнокровное убийство.
Герой не испытывает угрызений совести, страха или волнения – он хладнокровен, спокоен, лишь слабое здоровье и балансирование на грани сумасшествия портит начальный план. Лизавета, которая случайно появляется в доме раньше времени, устраняется также педантично, как и её старшая сестра. Он чувствует себя наделённым особой властью, и старается не провалить “миссию”. Обе женщины жестоко убиты, но Раскольников не чувствует себя виноватым. Только в конце произведения он раскаивается, столкнувшись с настоящей любовью.