Персонажи Достоевского полны глубины и скрытых смыслов, каждый из них – яркий собирательный образ современности писателя. Второстепенные герои предназначены для того, чтобы подчеркнуть или опровергнуть некоторые черты главного героя. Это помогает понять, в чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова.
Лужин уверен в себе и любит только себя самого. Прекрасные чувства, такие как любовь и истинная бескорыстная добродетель, чужды для него. Он не скрывает того, что в жены хочет взять бедную натерпевшуюся страданий девушку, чтобы властвовать над ней, чтобы она считала его благодетелем и не смела перечить ему. Лужин – преуспевающий делец, он всегда спокоен и рассудителен.
Сходства
В начале встречи героев кажется, что образы их не сопоставимы. Но уже к концу разговора в каморке Раскольникова, становится видно, что между идеями нищего студента и богатого дельца наблюдается некая схожесть. Главная черта, которая объединяет героев – стремление возвыситься над другими. Это видит и сам Раскольников, несмотря на то, что Лужин ненавистен ему. Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.
Различия
Различия социального статуса, внешнего вида героев не так важны, как то, что основным отличием все же является мотивация. Если Лужин открыто любит только себя и «зло» в его примере проявляется в виде эгоизма, то Раскольников уверен, что зло он вершит ради добра и правосудия, ради блага другим людям. Лужин уверен в себе, его линия поведения и чрезмерная любовь к себе сохраняются от начала и до конца. Раскольников сомневается, бродит в дебрях своей души и все-таки стремится к свету. Ему не чужды человеческие качества, такие как доброта и сострадание, альтруизм и даже любовь. Лужин же не признает никаких чувств, кроме любви к себе. Девушку в жены он готов взять жалкую, но не из жалости, а чтобы повысить свой статус перед ней, чтобы она была безотказной и считала его благодетелем. Так или иначе, к финалу романа Лужин остается таким, каким был, а Раскольников находит путь к свету, искуплению и добродетельной жизни.
Сопоставление со Свидригайловым
Еще один персонаж, с которым Достоевский сопоставляет Раскольникова – Свидригайлов. Схожи эти герои ощущением своей уникальности, а также непринятием жизни такой, какая она есть. Разные у них только способы отчуждения: Раскольников пытается убежать от действительности, разрабатывая свою страшную теорию, Свидригайлов же ударяется в разгул и разврат.
Таким образом, Достоевский на примере сопоставления образов Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова показывает многоплановость и разнообразность образа главного героя. Несмотря на схожие черты с откровенными негодяями, Родион все же находит путь для искупления.