Теория «трех штилей» Ломоносова, нашедшая отражение в его «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке», помогла упорядочить русский язык. Ломоносов ввёл разделение литературной речи на три стиля (высокий, средний, низкий), каждый из которых имел ряд своих особенностей.
Высокий стиль в литературе касался следующих жанров: ода, прозаическая речь, героическая поэма.
Средний «штиль»
Сам Ломоносов называет этот «штиль» «посредственным». Пласт лексики среднего стиля включал нейтральные слова, сочетающиеся с некоторыми старославянизмами, а также с некоторыми просторечными словами. Неупотребительные слова и «весьма обетшалые» слова, по теории «трех штилей», отсюда «выключаются».
В жанровом отношении среднему стилю подчинялось написание элегий, стихотворных дружеских писем, театральных сочинений, эклог, сатир, описаний «достопамятных дел», описаний «благородных учений».
Низкий «штиль»
Низкий стиль в лексическом плане содержал общеупотребительные слова и просторечия. В данном стиле запрещалось использовать «презренные слова», так как, по теории Ломоносова, их нельзя употреблять ни в каком стиле.
Использование их предполагалось в следующих жанрах: комедия, прозаическое дружеское письмо, эпиграмма, песня, описание обыкновенных дел.
Обобщение
Если говорить кратко о теории «трех штилей» Ломоносова, следует отметить её значение: теория утвердила основу русского литературного языка, а также стала шагом на пути к современной стилистической системе русского языка.
Разделение на стили продемонстрирует таблица:
Высокий стиль |
Средний стиль |
Низкий стиль |
Общеупотребительные + церковнославянские слова |
Общеупотребительные + старославянизмы + просторечные слова |
Общеупотребительные + просторечные слова |
Ода, героическая поэма, прозаическая речь |
Театральные сочинения, стихотворные дружеские письма, сатира, эклога, элегия, описание достопамятных дел, описание благородных учений |
Комедия, эпиграмма, песня, описание обыкновенных дел, прозаические дружеские письма |
Предыдущая