Тема свободы в русской литературе поднимается очень часто. Писали о свободе и Пушкин, и Гоголь, и множество других выдающихся творцов. Обращался к теме свободы и Лермонтов, более того, он, как писатель-представитель романтизма, развивал ее особенно вдохновенно. Тема свободы звучит во многих его поэмах – «Беглец», «Монах», «Демон» – во всех этих произведениях таки или иначе исследуется стремление человека к воле. Тема «Мцыри» тоже не становится исключением.
Поэма «Мцыри» написана в форме исповеди молодого монаха. Воспитанный в монастыре, вдали от родины, он не забыл ни своей страны, ни своей семьи. Поэтому незадолго до пострига он совершает побег, надеясь добраться домой. Побег, казалось бы, завершается неудачно: едва живого беглеца приносят в монастырь, где он вскоре и умирает. Однако за внешней неудачей Лермонтов раскрывает глубокую художественную идею «Мцыри»: за свободу нужно бороться, не обращая внимания на препятствия.
«Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть»
Так говорит Мцыри о своей мечте. Вся его жизнь была подчинена желанию вырваться на свободу, и он ее осуществил. Отдать всего себя за свой идеал – именно к этому стремится герой Лермонтов. Нетрудно догадаться, что такова позиция и самого автора. Он соединяет в поэме две идеи: идею свободы и патриотическую идею. Любовь к Родине и стремление к свободе – для Мцыри эти два понятия неразрывны.
Время, в которое жил Лермонтов, было для России нелегким временем. Не так давно закончилась кровопролитная война с Наполеоном, но герои той войны уже уходили в прошлое. На смену им приходила эпоха реакции. Неудавшееся восстание декабристов окончательно перечеркнуло мечты современников Лермонтова о лучшей, вольной жизни. Выражать свои мысли прямо в николаевской России было опасно, и оттого поэт прибегает к иносказанию. Суть «Мцыри» – в выражении гражданской позиции автора, но свои размышления он переносит в другую страну, в Грузию, которая в то время тоже управлялась Россией: «Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ».
Мцыри – идеальный герой, он прекрасен и душой, и телом, он смел и непримирим. Такими бы хотел видеть Лермонтов своих современников, но, как он сам понимает, на них, как и на Мцыри, оставила свою печать тюрьма. Мцыри сравнивается с тюремным цветком, выросшим в неволе и боящимся солнца. Едва «добрая рука» переносит этот цветок в «прекрасный сад» свободы, как он тут же увядает от солнечных лучей. И так в поэме тема свободы раскрывается с еще одной стороны: со стороны подготовленности каждого человека к получению этой свободы. Декабристы призывали к освобождению простого народа, однако потерпели неудачу. Лермонтов понимает: освобождение должно прийти не со внешней, а с внутренней стороны. Каждый человек должен стать свободным прежде всего в своей душе, – такова идея «Мцыри». И у главного героя это получается: не добравшись до родных мест, он все-таки не смирился со своей судьбой. Последний взгляд его, умирающего, обращен на Кавказ. Можно сказать, что после смерти он все же обретет желанную свободу.
Для раскрытия основной темы свободы поэт обращался и к частным темам, которые помогают посмотреть на нее с разных сторон. Темы поэмы «Мцыри» Лермонтова переплетаются между собой, образуя сложное художественное единство. Это – темы человека и природы, человека и общества, тема одиночества и, разумеется, любви.
Тема взаимоотношений человека с природой становится одной из основных в поэме. Через пейзажи Кавказа Лермонтов изображает внутренний мир героя. Все, увиденное и описанное Мцыри, характеризует его как сильного и свободного человека, не приспособленного к монастырской жизни. Так, характерны эпизоды с бушующим потоком, к которому спускается герой, преодолевая опасность упасть, с грозой, с ночью в лесу и безжалостным полуденным зноем. Первозданная, дикая природа Кавказа становится для Мцыри своеобразным испытанием – и он с честью его проходит. Кульминацией этого испытания становится победа над барсом. Этот бой описан Лермонтовым очень поэтично, с использованием разнообразных художественных средств. Поэтому картина борьбы Мцыри с хищным зверем выглядит прямо-таки устрашающе. Но ничто не может испугать самого юношу, поскольку это его родной край и естественная среда обитания.
Однако в то же время сердце Мцыри открыто и для красоты, он отмечает мельчайшие изменения в природе, восхищается привольностью открытых полей. Его восприятие природы глубоко поэтично. Растущие вместе деревья он сравнивает с танцующими людьми, в шуме ручья и листьев ему слышатся голоса, разговаривающие о тайнах бытия. Так Лермонтов опровергает точку зрения монахов, считавших Мцыри просто дикарем. Да, для Мцыри смысл жизни заключается в бунте и свободе. Но это совсем не мешает ему видеть окружающий мир во всей полноте, вот о чем говорит поэт.
Тема любви, ключевая для многих произведений Лермонтова, здесь дается лишь полунамеком, в эпизоде встречи с грузинкой у ручья. Девушку, бывшую, скорее всего, христианкой, поэт одевает в чадру – родную одежду для сестер Мцыри. Тем самым девушка становится лишь еще одним символом родины для Мцыри, и ничем большим. Такой отказ от развития любовной темы связан, очевидно, с желанием Лермонтова полностью сосредоточиться на основной теме поэмы, свободе. Любовная же коллизия могла запутать сюжет и сделать его в результате менее выразительным.
Тема человека и общества неразрывно связана в поэме с темой одиночества. Для изображения этой темы Лермонтов выбирает монастырь, сузив все общество до одного монаха. Об остальных обитателях монастыря читатель не знает ничего, однако можно догадаться, что и они относились к Мцыри недружелюбно. Мы видим противостояние двух сил: монаха, воспитывающего Мцыри в духе покорности и смирения, и Мцыри, отвергающего такую жизнь.
«…прекрасный свет
Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык»
Такими словами описывается в поэме монах. Монастырь стал его домом и его же тюрьмой, но Мцыри с этим смириться не может, он вырывается «от келий душных и молитв» на волю. Такая точка зрения неприемлема для монаха, и между ними зарождается конфликт. Монах выслушал исповедь Мцыри, но понять и принять он ее не может: слишком уже велика между ними пропасть.
«…понять не мог
Он этих жалоб и тревог,
И речью хладною не раз
Он прерывал его рассказ»
Мцыри умирает непонятым, но его это не пугает, ведь такова, по сути, судьба всех романтических героев. И здесь тема противостояния обществу переходит в тему одиночества. Нестандартные идеи и устремления редко воспринимаются окружающим миром, оттого сильная личность зачастую оказывается в полном одиночестве. Лермонтов отлично знал, о чем он пишет, поскольку и самого его ждала такая же участь.
«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…»
Так он напишет через год после завершения «Мцыри».
В образе монаха Лермонтов изображает все реакционное общество своего времени, столь же негативно реагирующее на любые свободные высказывания. И намек был понят, ведь после издания «Мцыри» в 1840-м году на поэта обрушился шквал критики. «Если человек «добровольно не смиряется, так его смирят и выбьют-таки из него этот могучий дух», – вот как высказывается по поводу «Мцыри» один из критиков. Обещание «выбить могучий дух» при этом относилось, разумеется, не к Мцыри, а к самому Лермонтову… Но свободолюбивый герой поэта понравился читателям, пробудив в них новые, смелые мечты и желания. Поэма получила огромную известность, имя же критика сегодня никто не вспомнит. Так основная идея поэмы «Мцыри» Лермонтова еще раз подтвердилась самой жизнью: никто не может отнять у человека свободы, если он действительно к ней стремится.
С момента написания «Мцыри» прошло уже немало лет, но образ его все так же любим многими. Свобода по-прежнему привлекает людей, и это главный показатель того, что произведение «Мцыри» не может ни устареть, ни забыться.