Свидригайлов – второстепенный герой произведения Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», это двойник Раскольникова, который своим характером и своей судьбой раскрывает образ главного героя наиболее полно.
Свидригайлов, как и Раскольников, имеет свою теорию – теорию вседозволенности. В отличие от главного героя, он не имеет теоретического обоснования своей теории, потому что для него важна сама практика – жизнь. Фактически это теория Раскольникова, воплощенная в реальную жизнь. Свидригайлов считает себя «право имеющим» человеком, которому дозволено все что угодно. Он совершает преступления и считает их совершения оправданными.
Семья персонажа
В произведении дается биография Свидригайлова, из которой читатель знакомится с его семьей. Это покойная Марфа Петровна и дети Свидригайлова. В полном смысле этого слова настоящей семьей данных людей назвать трудно. Это семья лишь официально, взаимного чувства в ней нет никакой. Свидригайлов не любит Марфу Петровну, которая, однако, делает ради него все. Героиня действительно любит Свидригайлова до «одурманения». Аркадий Иванович же равнодушен к ней: между ним и женой составляется «изустный контракт», который разрешает Свидригайлову пылать страстью к другим девушкам с согласия Марфы Петровны.
Хотя женщина безумно любит Свидригайлова, она не завещает ему свои богатства, а оставляет их своим детям, потому что понимает, что он не будет заботиться о них. И действительно, дети, по мнению Свидригайлова, абсолютно не нуждаются в нем. Персонаж оставляет их на попечение тетке.
Семья Свидригайловых перестает существовать после смерти Марфы Петровны, хотя фактически она и не начинала существовать. Многие считают смерть героини подозрительной и обвиняют Свидригайлова в гибели его жены. Дуня, в которую влюблен Аркадий Иванович, такого же мнения.
Свидригайлов и Дуня
Роман «Преступление и наказание» содержит любовную линию, связанную с образами Свидригайлова и Дуни Раскольниковой. Дуня была для героя единственным шансом на спасение. Свидригайлову была нужна любовь Дуни, потому что он мечтал о живых и чистых отношениях. Он жаждал ее любви, словно воздуха: «Воздуху, воздуху надобно».
Аркадий Иванович понимал, что жизнь его низка и пошла. Дуня же совершенно не похожа на тех девушек, с которыми он имел отношения. Она чиста и искренна. Поэтому девушка и заинтересовала Свидригайлова. Она же пыталась образумить его в плане его взаимоотношений с женой. Дуне было жаль героя, она пыталась его воскресить, так как она понимала, что духовно он давно мертв.
Влюбившись в свою гувернантку, Свидригайлов предлагает ей сбежать вместе с ним. Однако Дуня не может пойти на такой шаг, он противен ей, она не готова принести себя в жертву. Свидригайлов до последнего пытается добиться расположения героини, однако она непреклонна. Крайней точкой в их отношениях становится признание Свидригайлова, после которого Дуня стреляет в него из пистолета. После поступка возлюбленной Свидригайлова он понимает, что жизнь не приносит ему никакого удовольствия.
Самоубийство
Существование Свидригайлова ничтожно, и герой это понимает. Своим самоубийством он как бы перечеркивает все то, что было в его жизни, он перечеркивает все принципы, с помощью которых существовал. Перед смертью он совершает благородные и милосердные поступки, чтобы искупить свою вину и раскаяться. Свидригайлов, который душевно уже мертв, решается умереть и физически.
Сцена самоубийства Свидригайлова тесно связана с его теорией вседозволенности. После отказа Дуни он понимает, что ему дозволено не все, что он ничем не отличается от других. Крах теории героя предполагает только один выход – смерть, так как он не может жить по другому принципу.
Свидригайлов глубже раскрывает образ Раскольникова, и смерть персонажа – это смерть теории главного героя.