Особое место в повествовании романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» занимает спор Печорина и Вулича, который отличается своей философской проблематикой: существует ли предопределение и стоит ли верить в судьбу?
В чем суть спора Вулича и Печорина, можно узнать из слов самих героев. Вулич предлагает узнать, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута». Сам Вулич, являясь фаталистом, считает, что судьба каждого человека предопределена. Печорин же утверждает, что никакого предопределения нет. На спор главный герой решается из скуки и из желания вновь обрести новые эмоции.
В главе «Фаталист» Вулич выступает своеобразным двойником Печорина, раскрывающим личность главного героя с новой стороны. Как и Печорин, Вулич за внешним равнодушием скрывает массу чувств и страстей. Офицер эмоционально близок Печорину, который понимает состояние первого.
Результат спора
Когда спор между героями уже был заключен, Вулич берет произвольный пистолет, целится себе в голову и стреляет. Осечка: Вулич остается жив. Затем Вулич стреляет из этого же пистолета в фуражку, в результате чего пуля пробивает ее насквозь. Пистолет был все это время заряжен.
Вулич, доказывая, что судьба не предполагала смерти героя, выигрывает спор у Печорина, однако главный герой уверен, что офицер сегодня умрет, потому что у него на лице был «какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы». Вулич «смутился» и ушел от своих товарищей. Печорину уже тогда «показалось это странным».
Исход событий
Печорин задумывается, действительно ли предопределения нет. Если его нет, то что за отпечаток он видел на лице Вулича? Если же все предопределено судьбой, почему Вулич остался жив?
Когда Печорин был уже в своей комнате, он не может заснуть, думая так: «Видно, было написано на небесах, что в эту ночь я не высплюсь». Здесь он вновь размышляет о роли судьбы в жизни человека.
Тут к нему постучались. Офицеры сообщили ему, что Вулич, пострадавший от руки пьяного казака, умер. Перед самой смертью Вулич сказал лишь два слова: «Он прав!», подтверждая мысль Печорина о том, что герой должен был сегодня умереть.
Смерть Вулича заставляет Печорина задуматься вновь над этим философским вопросом предопределения. Гибель Вулича, по мнению главного героя, не является случайностью. Печорин, понимая, что предсказал судьбу офицеру благодаря «печати близкой кончины» на его лице, решает проверить и свою судьбу. Он вновь хочет убедиться, есть ли в жизни предопределение или нет. Главный герой решается поймать убийцу, к которому никто не отважился зайти.
Однако после всех событий Печорин не стал фаталистом, объясняя это тем, что в любой истине необходимо всегда сомневаться. Он не верит даже в то, что видел своими глазами. Герой считает, что каждый человек является строителем собственной судьбы. Поэтому та жизнь, которую прожил главный герой романа М. Ю. Лермонтова, была построена им собственными руками.