От заглавия произведения чаще всего отталкивается читатель. Авторы стремятся уже им привлечь к своему творению. Смысл названия романа «Преступление и наказание» лежит на поверхности и спрятано во множестве сюжетных линий.
Наказание старухи – это ее смерть. Бессердечная женщина наживается на горе людей. Ее дом – своего рода ломбард, в котором каждая вещь плачет и рассказывает горькую судьбу ее владельца. Хозяйка ломбарда похожа на бабу Ягу: злые глазки, шея, как куриная нога, пожелтевшая меховая кацавейка, острый нос, тряпье вместо платья. Она, как сказочный Кощей, чахнет над «золотом». Другой литературный персонаж, с которым сравнивает автор героиню, – ведьма. Она сидит взаперти и творит свои черные дела. Богатство не приносит женщине счастья. Ее никто не видел веселой и жизнерадостной. Бессердечная женщина издевается над слабоумной сестрой, бьет ее. Процентщица, сама того не понимая, наказывается судьбой еще при жизни. Ломбард высосал здоровье и подарил взамен тяжелую болезнь. Старуха медленно умирает от чахотки.
Настоящий преступник
Разбалованный безнаказанностью барин совершает преступления, не задумываясь об их последствиях. Он шулер, член группы мошенников карточных игр. Шантажист Свидригайлов использует информацию о Раскольникове, чтобы добиться любви Дуни. Душегуб повинен в смерти девчонки и крестьянина. Нет доказательств у Достоевского в этих преступлениях, но неизвестно также, две ли души погубил барин. Наказание пришло к мужчине – он совершает еще один греховный поступок, осуждаемый Богом, – самоубийство. Преступление против людей завершилось преступлением против себя – страшная судьба, подтверждающая, что нельзя избежать наказания. Произведение великого классика точно передает реалии настоящей жизни.
Нравственный грех
Смысл названия «Преступление и наказание» можно рассмотреть через женские образы. Самый яркий – Соня Мармеладова. «Непристойная работа» девушки – это преступная и греховная деятельность. Соня торгует телом. Происходит убивание своей души. Человек уничтожает себя, пытаясь помочь близким. Соня не смогла найти другой работы, которая принесла бы нужный семье доход. Наказание не заставило себя ждать. Соне отправляется на каторгу за Родионом. Девушка верит в Бога, но нарушает нормы, которым он учит человека. Странная теория Раскольникова близка к религиозности Мармеладовой. Она объясняет преступление безверием. Обе теории абсурдны и правдивы, в них есть зерно рациональности, но больше страшного неправильного отношения человека к себе и к окружающим. Наказанием становится страдание Сони, ей тяжело видеть, как гибнет душа близкого ей человека.