Великий классик представил читателям сюжет, в котором сумел соединить множественные пороки бюрократизма российской системы. Сценическая история «Ревизора» не имеет завершения. Пьеса ставится и сегодня, проблемы комедии претерпели изменения, но их суть осталась прежней.
Показ комедии в Московском театре прошел по-другому, он был ближе к гоголевскому восприятию пьесы.
«Ревизора» ставил кружок литераторов, в постановке участвовали профессиональные писатели, среди них Ф. Достоевский и Н. Некрасов.
XX век
Хлестаков не переставал жить на сцене и век спустя. В 1926 году Мейерхольд вывел на театральные подмостки людей из жизни без грима и масок, а в немой сцене перед зрителем встали куклы в человеческий рост. Окаменевшая труппа вызвала нужную реакцию. Немая сцена получилась такой, какой ее увидел Гоголь. В Московском театре Сатиры «Ревизор» – обязательная пьеса, она не сходит с помостов, меняясь только актерским составом. Проблемы переносились на современность, передавая актуальность проблем нового времени, но через призму хлестаковых и городничих.
Произведение переносится режиссерами из города на реки, купцы меняют внешний вид, появляются домашние животные и новые комедийные персонажи, но сюжет остается тем, который создал Гоголь.