Реальное и фантастическое в повести «Нос» Николая Васильевича Гоголя сливаются воедино. Это позволяет раскрыть общий замысел писателя, который хотел показать нелепость общественных принципов.
Создавая свое произведение, Н. В. Гоголь использовал прием гротеска, который становится в повествовании основным. Факт пропажи носа является первым в череде странностей, описанных в повести. Нос не просто пропал, он оказывается олицетворенным, способным перемещаться без своего хозяина. Нос ведет себя как полноценный человек: гуляет по улицам, планирует уехать в Европу.
Реальное
Несмотря на фантастическую основу повести, она имеет общественное значение, так как автор поднимает в ней важные социальные проблемы. Вновь поднимается тема бюрократизма.
Автор описывает реальный Петербург, в котором обыденно протекает жизнь людей. Описываются совершенно разные должности жителей города, что позволяет показать город в полном его обхвате.
Совмещение реальности и фантастики
Поднимая актуальные для своего времени проблемы, Н. В. Гоголь обращается к фантастической форме для того, чтобы показать всю нелепость и комичность общественных отношений.
Фантастическое событие, произошедшее с Ковалевым, совершенно обыденно воспринимается жителями столицы. Пропажа носа у героя не вызывает у окружающих никаких эмоций. Цирюльник находит чужой нос и пугается лишь тому, что его могут привлечь к ответственности. Да и сам Ковалев относительно спокойно реагирует на произошедшее. Это становится нормой жизни. Так, фантастика и реальная действительность оказываются тесно связанными друг с другом.
Предыдущая