“Мертвые души” — величественная поэма русского писателя Николая Васильевича Гоголя, ставшая классикой мировой литературы. Один из наиболее выдающихся образов, воплощенных в этом произведении, – это образ Ивана Александровича Плюшкина, богача и собственника скотоводческих угодий.
“Одурманенный своей ненасытной собственной жадностью, он ходил из города в город, из уезда в уезд ведать, сколько людей умерло, чтобы знать, сколько взять с себя” — такими словами Гоголь описывает главного героя своего произведения.
Плюшкин является воплощением пограничного состояния между живыми и мертвыми душами. Он не просто богат, но и жаден до безумия. Тем не менее, за всей его алчностью скрывается человек, страдающий от одиночества и отсутствия настоящих чувств.
“Вот чего мне недоставало в мире: оказалось, что на свете есть существо, с которым можно поговорить о… о данных предметах и о…”
Безусловно, образ Плюшкина олицетворяет не только скупость, но и апатию к внешнему миру, отчуждение и эмоциональное истощение. Он представляет типичного русского помещика, утратившего жизненные ценности в погоне за богатством.
“Страсть к украденному или блуд не порождает в человеке того мучительного ощущения, что порождает нажива.”
Образ Плюшкина в поэме Гоголя “Мертвые души” — это не только состояние одурманенности, но и сатирическое отражение порока общества. Почерком мастера Гоголя создан портрет странного, но удивительно реалистического человека, который становится символом опустошения души.
Образ Плюшкина в “Мертвых душах”
Образ Плюшкина является одним из самых ярких и запоминающихся персонажей в романе «Мертвые души» Николая Гоголя. Плюшкин описан как одинокий старик, живущий в своем имении, отрешенный от общества и окружающего мира.
Внешне Плюшкин олицетворяет типичного земледельца — одет в полуразорванную одежду, среди которой выделяется прежде всего его изношенная, скользкая тряпка концовки лацкана. Он сохранил неприятный запах перегнившей рыбы, характерного для жителей деревни и пользующихся большим спросом на рынке. Содержащаяся в «Мертвых душах» строка придает ему тоскливое, безобразное и мрачное настроение
Плюшкин: | «Но дай-ка рыбки, т. е. иголки отовсюду принеси – все это сперты, а я свежей рыбы 20 лет не ел.» |
Плюшкин: | «Золотое колечко так и заскрипело в зубах, тьфу на них, твари неудачные!» |
Плюшкин: | «Сколько разов и сколько разов он говорил о своем имении, как ктоие мерзостные ретивые люди ему изъедали его земли.» |
Плюшкин также отличается особым поведением и манерой общения. Он склонен к эксцентричности и абсурду, производя впечатление человека, чей ум находится на грани безумия. Он не интересуется делами и людьми, ему не интересны ни политика, ни общество, ни моральные ценности.
Плюшкин воспринимает мир через свои физические ощущения и инстинкты. Он живет согласно своим собственным правилам и привычкам, которые полностью непонятны и неприемлемы для общества. Плюшкин образует контраст с другими персонажами романа, такими как Чичиков, которые стремятся соответствовать общественным нормам и ожиданиям.
Раскрытие образа Плюшкина в «Мертвых душах» позволяет автору выразить свое отношение к человеческой жизни и обществу. Плюшкин становится символом человека, отчужденного от мира, скованного старыми убеждениями и привычками.
Появление Плюшкина
В поэме “Мертвые души” Гоголь описывает появление главного героя, Плюшкина. Его появление вызывает немало шума и пыли, и неизвестно, откуда он взялся. Плюшкин выходит из дома, начинает ходить по пустырю, устраивает странные представления, вызывая удивление и смех окружающих.
“Уют этой усадьбы и порядок, которым весь двор и дом были оставлены в полное ведение прядильщицы и бабы Кузьмы Кирилловны, их, так сказать, “гостей-чужаков”, и который с ними делал отпор одной только кормилице и малому козленку, возбуждал смешное удивление у Плюшкина”.
Плюшкин — загадочный персонаж, которого никто не знает и не понимает. Он выглядит странно, его одежда ветхая и запыленная. Его мысли и речь не всегда следуют общим правилам.
“При виде Плюшкина распечатывались наружные ворота”, — описывает Гоголь его появление. Это означает, что Плюшкин был объявлен “чужаком” и “врагом” окружающих. Его появление вызывает шум и суету.
Появление Плюшкина в поэме Гоголя является важным событием. Он символизирует человека, оставшегося в стороне от общества и его ценностей. Плюшкин выступает против всего, что представляет собой главный герой поэмы, Чичиков.
“Чичиков был облизан до блеска и зазывал, и зато почему-то редко пожинал хороших плодов согласия. Плюшкин же ничего такого не обещал и не любил, но зато это ободряло до несказанности.»
Таким образом, Плюшкин, своим появлением и поведением, становится ярким противоположностью герою Чичикову и вместе с тем является важным узлом сюжета поэмы “Мертвые души”.
Племянника Валерия и Остапа в гостях у Плюшкина
В поэме «Мертвые души» племянники Валерий и Остап играют важную роль в сюжете. Когда главный герой Чичиков приезжает к Плюшкину, он приводит с собой Валерия и Остапа. Они перебираются в дом Плюшкина и вступают в сюжет непосредственно сразу после приезда.
Валерий и Остап представляют собой типичных племянников, полных энтузиазма и непосредственности. Они были рады посетить дядю Плюшкина и любили проводить время в его обители. Они интересовались его странностями и пытались понять, каково это иметь целое имение, наполненное разными вещами.
Однако, Плюшкин не проявлял особого внимания к своим племянникам. Он был поглощен своими мыслями и заботами, и не слишком внимательно относился к ним. Хотя племянники казались беспечными и игривыми, они становились всё более изумленными и расстроенными, с каждым новым неотзывчивым действием дяди.
«Но дядька был весь не на духу, чуть головою кивал и брал на себя вину быстротечности и полагал, что племянники должны стоять на балконе весь год, чтобы их рассматривали. Он позволял им играть в его комнатах и использовать его вещи, но не уделял им особого внимания.»
Племянники часто ощущали смешанные чувства — они радовались своей свободе в доме Плюшкина, но одновременно чувствовали себя оставленными и незамеченными. В итоге, они постепенно теряли интерес к обитателям и особым чертам психики Плюшкина и уходили оттуда потихоньку, забывая героя Чичикова и поддастные пространственным ассоциациям функции западничества.
Племянники Валерий и Остап являются символами молодого поколения, которое впервые сталкивается с необычными и странными вещами. Они отражают человеческое желание исследовать и понять мир, но также показывают, как иногда недостаток внимания может оставить след на чувствах и настроении человека.
Рассказ Плюшкина о своих богатствах
Великий характер Николая Гоголя в поэме «Мертвые души» – Плюшкин, известен своим странным образом жизни и накоплением невероятного количества богатств. Когда главный герой Чичиков, агент коммерческого рыцарства, впервые побывал в загородной усадьбе Плюшкина, он услышал фантастический рассказ о его богатствах. Вот некоторые выдержки:
Плюшкин: «Как всего, всего насчитать? У меня всякой всячины хватит не только на города и деревни, – такую толщину вещей я насобирал, что можно бы взахлеб закусывать. Медмизером насыпаю и соли, и сахару, и котлет целых стог из кур и гусей; пирожки насыпаю одной фигуркой, да мяса наваляю. Надо есть только, и… что, а тогда я и подвергся опасности. Главное ведь – бежать на восемь, а пред теми зайцами… как эти…» (Глава 4)
Плюшкин пытается описать масштабы своего накопления вещей и продовольствия. Он утверждает, что у него настолько много всего, что это позволяет ему насыпать столько соли, сахара и меду, сколько нужно для всех городов и деревень. Он также говорит, что у него столько курицы и гусятины, что можно сделать стог из целых котлет, а пирожки можно насыпать в одну фигурку и добавить мяса в огромном количестве.
Это рассказ кажется нелепым и преувеличенным, но он иллюстрирует невероятное скопление богатства Плюшкина и его странное отношение к нему. Вместо того чтобы использовать свое богатство или делиться им с другими, Плюшкин просто накапливает вещи и продукты. Это символизирует его одержимость и отчуждение от общества. В своем стремлении накопить все возможное, Плюшкин стал жертвой своего собственного изобретательного воображения и одержимости богатством.
Характер Плюшкина
Главный герой поэмы “Мертвые души” Плюшкин представлен как эксцентричный и странный человек, обладающий уникальными чертами характера. Его внешний вид подчеркивает его странности: он небритый, одет в потрепанную одежду и всегда носит старое носитье.
Одной из главных черт характера Плюшкина является его склонность к собирательству. Он хранит в своем доме множество старых вещей, считая их ценными и уникальными. Это отражает его склонность к накоплению и чувство собственности.
Также Плюшкин может быть описан как жадный и эгоистичный человек. Он никогда не делится своими ресурсами и всегда думает только о своей выгоде. Однако под этой жадностью скрыто стремление к защите своей частной собственности и независимости.
Плюшкин также проявляет признаки социальной изоляции. Он живет вдали от других людей и избегает общественных мероприятий. Его изоляция от общества отражает его отчуждение и недоверие к окружающим, а также его стремление сохранить свою независимость и свободу.
Хотя Плюшкин имеет много негативных черт характера, он также обладает чувством юмора и самоиронией. Он часто шутит и смеется над собой, показывая, что способен относиться к своей странности с легкостью.
Цитата | Пояснение |
---|---|
“Склонность Пушкина к собиранию была уже, так сказать, ему в кровь перешла.” | Данная цитата подчеркивает особенности характера Плюшкина и его страсть к накоплению и собирательству. |
“Он был человек, что ни с кем не связывался и шел самою своею дорогой…” | В этой цитате видна социальная изоляция Плюшкина и его стремление к независимости. |
“… а даже и не успокаивался, а кости искал, пластырь клеил и в отчаянное порывался прилечь на дно.” | Цитата указывает на самоиронию Плюшкина и его способность относиться к себе с юмором. |
Скромность и скрытность
Плюшкин, главный антагонист поэмы «Мертвые души» Николая Гоголя, поражает своим противоположным образом жизни и мировоззрением. Он изображен как самотец, живущий в бедности и отдающий предпочтение простым удовольствиям жизни.
Плюшкин отличается скромностью и скрытностью. Он практически не произносит ни слова о своих собственных достоинствах и имуществе. Гоголь придает этому образу символический смысл, чтобы изобразить его особую философию жизни и отделение от мирских устремлений.
В поэме приводятся несколько цитат, которые описывают его скромность:
Он грустный по очень скромному характеру |
Плаксиво-приятно глядеть, что излишний уход его действительно не причинит боли соседям |
Эти цитаты показывают, что Плюшкин не стремится к показухе и не интересуется чужими мнениями о себе. Он скрывает свое богатство и предпочитает простой образ жизни в изоляции.
Можно заключить, что скромность и скрытность Плюшкина являются одной из главных черт его характера, которая способствует созданию загадочного образа и вызывает интерес и внимание у читателя.
Нежелание расставаться со своим имуществом
Одной из наиболее заметных черт образа Плюшкина в поэме “Мертвые души” является его нежелание расставаться со своим имуществом. Платон Михайлович обладает довольно значительным количеством недвижимости и капитала, но не испытывает ни малейшего желания избавиться от них.
Гоголь описывает Плюшкина словами: “Он был одним из тех, которые никак не желают ни чего иметь к определенному времени, ни чего совладать”. Эта фраза показывает его нежелание обращаться с имуществом и соответствующую безразличность к его сохранности.
Другая цитата, подтверждающая нежелание Плюшкина расстаться со своими владениями, звучит так: “Все, что у Плюшкина было бы назначено на кучку, было на кучке, или же на еще одну, и еще одну. Он никогда не продавал ни земли, ни леса, вообще ничего.”
Интересно, что Плюшкин является центральным персонажем поэмы, однако его нежелание расставаться с имуществом делает его еще более загадочным и таинственным. Почему он не применяет свое богатство для улучшения своей жизни? Почему он не использует его для достижения реальных целей? Эти вопросы остаются без ответа и усиливают загадочность его образа.
Цитаты Плюшкина
- “Я, конечно, крестьянин, и не можешь состричь волос за уши, потому что такая, вроде чего, опытненькая батюшка. Но, батюшка, ведь я против несправедливости и угрызений совести с самых начал…”
- “Они, барского рода, овраги и лощины ни с места двинуть никуда, а я их за один день вздырну, когда надо, в тогдашнюю немногокровную обузу конского кресла и, конечно — видимо, поясняя, что ваше благости благородные знать не пьяна.”
- “Они знают, что до вязи их никому ни черта норовить, понимают, что хоть бы в стали, хоть бы в камне прорежу им ноды, что хоть раз тронуть их за личину лица, и насквозь их лица рассыплются, как бы стайка отрубит ржаных пшено батюшке на поле.”
- “Я запалаю суетой, батюшка, против неправедными заплатишь жизнью мне большой, а все не знают, что батон тот с его хвостиком двояким еще сельский с избы в избу барскую, из двора в двор залетает несметное его стадо.”
- “Писать писания — невозможно, день и ноченька столько же, сколько нам осталось, и то, что завтра будем дворской перед быть простыми ребятишками, для меня неизгладимый позор.”