Его день расписан по минутам: встречи, театры, балы, салоны. Все науки, которые могли пригодится для светской жизни он изучил поверхностно, “снял сливки”. Евгений может увлечённо вести беседы, поддерживая любые темы, однако не разбираясь толком ни в чём, ни углубляясь в суть вещей. Впрочем, в свете его считают образованным человеком. Ожидаемо, что растрачивая себя в ежедневном веселье, Онегин потерял вкус к жизни: перестал удивляться, радоваться, потерял способность ценить простые вещи – дружбу, преданность, любовь. Он принял условия игры: спрятал всё человеческое, научился лицемерить и соблазнять, но и это ему вскоре надоело.
Образ лишнего человека
Судьба меняет планы Евгения, он получает наследство дяди и переезжает в глубинку. Казалось, бы жизнь даёт намёк герою, что он может начать всё с начала, попробовать себя в роли хозяина огромного имения. Но Онегин слишком испорчен, он повидал предельно много для своего возраста, никакие удовольствия, события, люди ему неинтересны. Он резко отличается от других помещиков: негостеприимен, холоден, освободил крепостных крестьян от огромных выплат и работы, переведя на небольшой оброк.
После этого соседи перестают с ним общаться, считая его чересчур странным. Общество породило таких, как Онегин, но парадокс в том, что ему нет места в этом великосветском мире. Он – чужой, ему не дано реализовать себя, хандра разрывает героя на части, он устал от жизни, духовно “перегорел”. Дружба с Ленским немного оживляет будни Онегина, он привязывается к товарищу, разделяет его досуг, философствует над цитатами великих и спорит на различные темы. Дальнейшие события – приёмы у Лариных, дуэль, смерть друга – показывают, что и тут Онегин оказался лишним. Он – виновник смерти Ленского, глупой и бессмысленной, он разбил сердце молодой Татьяне Лариной. Понимая свою вину, несовместимость с окружающим миром, он снова уезжает.
Перерождение Онегина
Не смотря на реализм произведения, Пушкин в романе даёт шанс главному герою исправить что-то, измениться, духовно возродиться. Его запоздалые чувства к Татьяне, которая стала старше, умнее, красивее, попытка придать персонажу хоть немного “души”. Тема безответной любви – не нова, но у Пушкина она обрела гениальную реализацию.
Читателю искренне жаль Евгения: герой впервые в жизни оказался способным на искренние чувства, но его ждал провал. Какая чудовищная несправедливость и совершенно закономерный “закон бумеранга”. Письмо Онегина раскрывает его, как человека способного на высокие чувства, унижение, раскаяние. Его страдания, объяснения с Татьяной – шедевральная кульминация произведения. Образ Онегина – очень сложен, он типичный персонаж первой четверти 19 века, но вместе с тем уникальный.