Евгений Базаров в произведении является представителем революционного строя. Именно данный персонаж вступает в конфликт с минувшим поколением – с дворянством, которое медленно погибало.
Базаров – это представитель нового в обществе, это воплощение социальных изменений, которые происходили во времена И. С. Тургенева.
Внутренние качества
Образ Евгения Базарова описывается автором романа двусторонне: в его образе есть и достоинства, и недостатки.
Базаров – умный человек, с помощью своих способностей он многого добился в жизни. Это говорит о том, что центрального персонажа отличает деятельность и трудолюбие. В то же время герой довольно прост, в нем совершенно отсутствуют все черты, свойственные светскому обществу. Он не танцует на балах и не любит говорить «красиво». Речь Базарова коротка и однозначна. Все манеры его отличаются развязностью и небрежностью. Он любит шутить над людьми, насмешливо отзываться о ком-то. И в то же время он довольно строг со всеми людьми. Базарова можно назвать человеком самоуверенным и даже надменным. Он привык быть один, поэтому поведение его холодно и резко. Базаров не привык раскрывать другим людям все свои искренние чувства и эмоции.
Нигилизм
Характер центрального персонажа романа «Отцы и дети» ярко проявляется в его теории. Нигилизм Базарова предполагает отрицание всех общепринятых норм. Его отношение к любви, к искусству, к природе совершенно не похоже на отношение к этого обычного человека.
Чтобы разобраться в мировоззрении Евгения Базарова, приведем цитаты.
В идеологическом споре с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров выступает против дворянства, считая, что оно уже не способно двигать общество вперед. Он считает, что «сперва нужно место расчистить», а потом уже совершать преобразования.
В любовь главный герой не верит, считает, что это «чувство напускное». Брак тем более вызывает у Базарова пренебрежение.
Относительно искусства Базаров-нигилист выражался так: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». По мнению героя, «Рафаэль гроша медного не стоит». Искусство никогда не сможет сравниться с точными науками: «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».
Необычно высказывание Базарова про природу: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».
Однако следует учитывать, что в финальных главах произведения теория Базарова потерпела крах, автор показал всю ее несостоятельность. Поэтому теоретические взгляды Евгения не всегда совпадали с реальным ходом его жизни. Связано это развенчивание нигилистических пониманий с испытаниями в его жизни, главным из которых стала его любовь к Анне Одинцовой. Базаров с ужасом понимает, что, отрицая любовь, он влюбился как герой романтических произведений, которые он также не признавал.