Чтобы разобраться в истинном мотиве убийства Раскольникова, достаточно проследить эволюцию образа героя, его внутреннего состояния. В своих диалогах с Соней Мармеладовой, он искренне признаётся, что стало мотивом для убийства. Это не жажда обогащения, не месть и не человеконенавистничество, а нечто другое, более глубокое…
Ряд обстоятельств помог Раскольникову выбрать жертву, которая должна умереть во имя идеи, да и жизнь такого злого и жадного человека, по мнению молодого человека, ничего не стоит. Её смерть принесёт избавление тясячам нуждающихся, ведь старуха очень богата. Казалось бы – вот он, благородный мотив: убить одного, чтобы спасти множество других. Но нет, это лишь небольшая причина, которая вошла в общую картину и привела к злодеянию.
Истинный мотив убийства
У Раскольникова было много косвенных причин, чтобы совершить этот роковой шаг: бедность, долги, вынужденное замужество его сестры, ненависть к Алёне Ивановне и ей подобным… Но настоящий мотив он раскрывает после совершения убийства, когда его душа тянется к себе подобному, человеку, который также совершает своего рода преступление – Соне, вынужденной торговать собственным телом. “…я захотел… убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…”. Раскольников совершает этот шаг, потому что жаждет проверить (хотя он практически уверен, что относится к “наполеонам”), насколько он “выше” других людей, “тварь он дрожащая” или всё же природа наделила его правом на “разрешение крови по совести”.
Самое страшное для героя, что остановиться и передумать он не мог. Его отрешённость от окружающих, отшельничество, одиночество и мрачное существование привело к тому, что днями напролёт он был погружён в свои мысли, развивал свою философию и оказался её заложником. Она охватила разум и чувства героя, автор сравнивает этот феномен с ситуацией, когда некий механизм зацепил и потащил тебя за край одежды… Остановиться уже невозможно, необходимость эксперимента во имя идеи стала невыносима для Раскольникова. Он разительно меняется за небольшой отрезок времени, приходит нужный момент и герой совершает задуманное.
Наказание и крах
Попытка Раскольникова претендовать на роль Бога приносит ему ужасные страдания. Наказание в виде приступов ужаса, страха разоблачения, кошмарных снов и стоических усилий воли, чтобы не сойти с ума – это только начало. Осознание героем своей “чинности”, обыкновенности, принадлежности к “материалу” приносит ему гораздо большие терзания. Только отказ от своего детища, который приходит в конце романа, помогает Раскольникову найти мир в себе. Любовь к Соне – та ниточка, которая способна соединить его с прежним миром, вернуть душевность и теплоту. Родион возвращается к нормальной жизни, отказавшись от своей теории, видит себя со стороны, не верит, что когда-то мог совершить подобное.