Искусство Моцарта «Моцарт и Сальери» раскрывает в произведении А. С. Пушкина идейный замысел: настоящее искусство вечно и непоколебимо. Творения Моцарта можно назвать истинным искусством, а произведения Сальери – лишь ремеслом.
Сравнивая двух героев, А. С. Пушкин поднимает проблему истинного и ложного искусства. Принципиальное отличие Моцарта и Сальери заключено в том, что для Сальери искусство первоначально было ремеслом, а Моцарт искусство никогда не считал и не называл ремеслом. Потому что Моцарт с самого начала понимал значение искусства и умел его создавать самостоятельно.
Отношение Моцарта к своему искусству
Несмотря на то что Моцарт признает, что истинных творцов, которые являются «избранными счастливцами», действительно мало, однако он не видит разницы между своим творчеством и творчеством Сальери. Он и себя, и друга называет гениями. Хотя Сальери понимает, что искусство Моцарта настоящее, что оно способно на многое. Моцарт не думает о том, что он «бог» музыки, как называет его Сальери. Герой не до конца уверен в своем сочинении, когда показывает его Сальери. Это говорит о том, что он не превышает себя над другими, хотя имеет на это полное право. Для Моцарта главное – это музыка, а слава и известность – вещи необязательные. Сальери же беспокоится лишь о том, что он не так знаменит, как знаменит Моцарт. Эта мысль вновь подтверждает, что в произведении А. С. Пушкина истинным является лишь искусство Моцарта.
Чувства Сальери
Произведения Моцарта способны глубоко затронуть душу человека. Когда Сальери слышит музыку Моцарта, он отмечает ее глубину, смелость и стройность. А. С. Пушкин, описывая, какие чувства возникают в душе Сальери, поднимает тему зависти.
Сальери уверен, что талант Моцарта настолько велик, что если сейчас он поднимет искусство на новый уровень, оно упадет, когда Моцарт покинет этот мир. Поэтому принимает решение отравить гениального творца. Совершив злодеяние, Сальери понимает, что действительно не был гением, что убийство друга не поможет ему стать известнее.
Искусство в произведении «Моцарт и Сальери» показано с двух сторон: истинное и вечное, принадлежавшее Моцарту, и ложное и показное ремесло Сальери. Когда Сальери убивает Моцарта, он убивает искусство в целом, потому что Моцарт – это олицетворение всего искусства. Так А. С. Пушкин показывает судьбу искусства.
Предыдущая