Для тех, кто хорошо знаком с сюжетом произведения, ответ на вопрос “Хотел ли Хлестаков обманывать чиновников и обывателей” очевиден. Главный герой оказался заложником ситуации – в хорошем смысле слова: он оказался в нужное время в правильном месте.
Хлестаков – не самая высоконравственная натура, а взятки, приёмы, лесть и преклонение перед его персоной не оставляют шанса на иной исход. Иван Александрович становится “царём на час”, он понимает рискованность своего поведения, но удовольствия и блага, предлагаемые чиновниками, кружат голову молодому петербуржскому кутиле. Хлестаков, несомненно, обманщик и лжец: но в данной ситуации его “талант” раскрывается поневоле. Иван Александрович врёт примитивно и нескладно, ведь его ум не обременён томами прочитанных книг. Воображение героя рисует откровенно глупые картины, он беден не только духовно, он глуп и ограничен. Импровизация в плане лжи удаётся герою только в вопросах общения с женщинами уездного города: их легко удивить, они легковерны и наивны.
Актёр на час
Хлестаков очень натурально вживается в роль ревизора, потому что его прирождённая черта – наглость. Именно эта характеристика – двигатель хлестаковской лжи. Герой настолько нахален и самолюбив, что сам охотно верит в своё враньё, упиваясь ситуацией и плодами обстоятельств. В последнем действии он, наконец, понимает, что его перепутали с каким-то важным должностным лицом. Герой не теряется, не расстраивается, он тихо удаляется с деньгами, оставив городскую верхушку обманутыми. Нужно подчеркнуть то, что виртуозное враньё Хлестакова так органично срослось с его актёрской игрой, что сам персонаж невольно поверил в свои россказни.