Одним из ярких второстепенных героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является старый князь Утятин — высокородный дворянин, представитель богатого и знатного аристократического семейства. Отравленный чувством собственного превосходства, он не в состоянии пережить известие об отмене крепостного права. Характеристика Утятина позволяет лучше понять настроения, которые царили среди помещиков, не желавших идти в ногу со временем. Недаром автор назвал князя «последышем» — последним, кто никак не может отказаться от архаичного устройства общества.
Цитатная характеристика
Описание образа Утятина с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Утятина основан на том, что он является помещиком и в его владении находится деревня Вахлаки.
«Помещик наш катается…»
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
«Безграмотной губернииИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава III
Деревня Вахлаки…»
Утятин обладает высоким дворянским титулом и является богатым и влиятельным князем.
«Помещик наш: Утятин-князь!»
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
«Чин важный, род вельможеский…»
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Князь Утятин владеет большим богатством.
«Помещик наш особенный:Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Богатство непомерное…»
«Мало лиИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Лесов, земель у батюшки?
Что денег понакоплено…»
Очевидно, князь Утятин в молодости участвовал в сражениях, за что был награждён Георгиевским крестом.
«В петлице крестик беленькийИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава III
(Влас говорит: Георгия
Победоносца крест)».
Среди крестьян князь Утятин имеет прозвище Последыш.
«Последыш ты!Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Последыш ты!»
У Утятина большая семья — двое сыновей с жёнами и трое маленьких внуков.
«Две барыни красивыеИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава I
(Потоньше — белокурая,
Потолще — чернобровая),
Усатые два барина,
Три барченка-погодочки».
«Гвардейцы черноусые,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава III
Последыша сыны».
Помимо двух законных наследников, у старого князя есть три незаконнорождённые дочери, которые живут в Петербурге.
«Гадай! У князя в ПитереИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Три дочери побочные
За генералов выданы…»
У Утятина большой штат прислуги, которая его повсюду сопровождает.
«В одной прислуга, музыка,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
В другой — кормилка дюжая
С ребенком, няня старая
И приживалка тихая…»
«При них старуха нянюшка,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава III
А дальше — челядь разная:
Учительницы, бедные
Дворянки…
…За каждым стулом девочка,
А то и баба с веткою —
Обмахивает мух».
Утятин, помещик-самодур, привыкший к безграничной власти над мужиками, не в состоянии поверить в отмену крепостного права.
«Не верит: врут, разбойники!Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Посредника, исправника
Прогнал! дурит по-старому.
Стал крепко подозрителен,
Не поклонись — дерет!
Сам губернатор к барину
Приехал: долго спорили,
Сердитый голос барина
В застольной дворня слышала…»
Князь настолько тяжело переживает известие об отмене крепостного права, что с ним случается удар — инсульт, в результате которого вся левая сторона его тела остаётся парализованной.
«Озлился так, что к вечеруИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Хватил его удар!
Всю половину левую
Отбило: словно мертвая
И, как земля, черна…
Пропал ни за копеечку!»
После пережитого удара Утятин становится словно малый ребенок.
«…Проще малогоИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Ребенка стал старинушка,
Как паралич расшиб!»
«Старик больной, расслабленный,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Не помнит ничего!»
«Морочить полоумного…»
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
После отмены крепостного права Утятин перестал быть единоличным владельцем полей и крестьян, но благодаря сговору его сыновей и крестьян даже не догадывается об этом.
«”А то еще диковинней,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
Что и сенцо-то самое
И пожня — не его!”
“А чья же?”
— “Нашей вотчины”».
«Крестьянских душ владениеИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Покончено. Последыш ты!
Последыш ты! По милости
Мужицкой нашей глупости
Сегодня ты начальствуешь…»
«Да невдомек Последышу,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Что уж давно не барская,
А наша полоса!»
После пережитого инсульта Утятин настолько ослабевает здоровьем, что врачи прогнозируют ему скорую смерть.
«Недолго жить сердечному,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Навряд ли два-три месяца,
Сам дохтур объявил!»
«Бог приберет ПоследышаИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Скоренько…»
Ни в чем не знающий меры Утятин так сильно напивается, что его настигает второй удар, который становится для него смертельным.
«Домашние их встретилиИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава III
Известьем неожиданным:
Скончался старый князь!
“Как так?” — “Из лодки вынесли
Его уж бездыханного –
Хватил второй удар!”»
Внешность
Портретная характеристика князя Утятина основана на том, что он является мужчиной преклонного возраста.
«Да старый старичок…»
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
Утятин — худой старик.
«Худой!»
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
У Утятина полностью седая голова и усы, волосы его имеют белоснежный цвет.
«Как зайцы зимние,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
Весь бел…»
«Усы седые, длинные…»
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
У Утятина большой, с горбинкой нос, похожий на ястребиный клюв.
«Нос клювом, как у ястреба…»
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
Внешний вид Утятина весьма примечателен — у него разные глаза: один здоровый, а другой — больной, потухший. Причиной этого является паралич, который разбил всю левую сторону тела.
«И — разные глаза:Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
Один здоровый — светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!»
«Озлился так, что к вечеруИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Хватил его удар!
Всю половину левую
Отбило: словно мертвая
И, как земля, черна…»
Утятин носит высокую белую шапку.
«…и шапка белая,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
Высокая, с околышем
Из красного сукна…»
Старый князь слаб здоровьем и нуждается в длительном отдыхе. Его повсюду водят под руки.
«Старик, поднявшись на берег,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
На красном мягком коврике
Долгонько отдыхал,
Потом покос осматривал:
Его водили под руки
То господа усатые,
То молодые барыни…».
Черты характера и поступки
Князь Утятин привык вести разгульный образ жизни и делать только то, что взбредёт ему в голову. В своих развлечениях он не знает чувства меры.
«Весь век чудил, дурил…»
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
«…дурит по-старому…»
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
«И силы словно прибыло,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Опять: охота, музыка,
Дворовых дует палкою…»
«Последыш пил да чокался,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава III
Красивых снох пощипывал.
(“Вот так-то! чем бы старому
Лекарство пить,- заметил Влас,-
Он пьет вино стаканами.
Давно уж меру всякую
Как в гневе, так и в радости
Последыш потерял“»
Утятин — большой любитель музыки и танцев.
«Любил он крепко музыку».
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
«”А вы что ж не танцуете?-Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Сказал Последыш барыням
И молодым сынам.-
Танцуйте!” Делать нечего!
Прошлись они под музыку.
Старик их осмеял!
Качаясь, как на палубе
В погоду непокойную,
Представил он, как тешились
В его-то времена!»
Утятин — подозрительный человек, никому не доверяет.
«Стал крепко подозрителен…»
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Князь требует от крестьян исключительного почтения.
«Не поклонись — дерет!»
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
«Вставай! картуз долой!Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Бог весть с чего накинется,
Бранит, корит; с угрозою
Подступит — ты молчи!»
Утятин искренне считает, что наделён особыми привилегиями, позволяющими ему безнаказанно распоряжаться жизнями и судьбами крепостных крестьян, которых он и за людей не считает. Он очень гордится своим высоким происхождением и при каждом удобном случае упоминает его.
«Господский срок — вся жизнь раба!Источник: Часть вторая «Последыш», Глава III
Забыли, что ли, вы:
Я божиею милостью,
И древней царской грамотой,
И родом и заслугами
Над вами господин!..»
«Права свои дворянские,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава III
Веками освященные,
Заслуги, имя древнее
Помещик поминал…»
Любимая тема Утятина — порассуждать на тему своей безграничной власти над крестьянами.
«Теперь не скоро князюшкаИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава III
Сойдет с коня любимого!
С тех пор, как слух прошел,
Что воля нам готовится,
У князя речь одна:
Что мужику у барина
До светопреставления
Зажату быть в горсти!..»
«И точно: час без малогоИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава III
Последыш говорил!
Язык его не слушался:
Старик слюною брызгался,
Шипел! И так расстроился,
Что правый глаз задергало,
А левый вдруг расширился
И — круглый, как у филина –
Вертелся колесом».
Утятин даже вообразить не может, что крестьяне способны взбунтоваться против господской воли.
«Царевым гневом, божиимИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава III
Грозил крестьянам, ежели
Взбунтуются они,
И накрепко приказывал,
Чтоб пустяков не думала,
Не баловалась вотчина,
А слушалась господ!»
Утятин — сердитый, спесивый человек, который часто придирается к крестьянам без малейшего повода.
«Сердитый голос баринаИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
В застольной дворня слышала…»
«А спесь его подрезала…»
Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
«Нашел, что сено мокрое,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
Вспылил: “Добро господское
Гноить? Я вас, мошенников,
Самих сгною на барщине!»
«Чего же он куражится?Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
Теперь порядки новые,
А он дурит по-старому:
Сенцо сухим-сухохонько –
Велел пересушить!”»
«Увидит в поле пахаряИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
И за его же полосу
Облает: и лентяи-то,
И лежебоки мы!
А полоса сработана,
Как никогда на барина…»
Утятин — невероятно жадный старик, он не собирается делиться с сыновьями ни богатством, ни властью над людьми. Будучи в тяжёлом состоянии после инсульта, он тут же встал на ноги, едва узнав, что сыновья хотят забрать его владения.
«У старшего доверенностьИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Была: по ней с посредником
Установили грамоту…
Ан вдруг и встал старик!
Чуть заикнулись… Господи!
Как зверь метнулся раненый
И загремел, как гром!»
У Утятина извращённое представление о чести и достоинстве. Он обвиняет помещиков и собственных сыновей в том, что те покорно приняли указ об отмене крепостного права, не защитив своих дворянских прав.
«…так слышал сам,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Как он честил помещиков,
До слова помню всё:
“Корят жидов, что предали
Христа… а вы что сделали?
Права свои дворянские,
Веками освященные,
Вы предали!..” Сынам
Сказал: “Вы трусы подлые!
Не дети вы мои!
Пускай бы люди мелкие,
Что вышли из поповичей
Да, понажившись взятками,
Купили мужиков,
Пускай бы… им простительно!
А вы… князья Утятины?
Какие вы У-тя-ти-ны!
Идите вон!.. подкидыши,
Не дети вы мои!“»
Старый князь — недалёкий, доверчивый человек, он с радостью верит в историю о том, что дворянам вернули право иметь крепостных.
«Возьми и брякни барину,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Что мужиков помещикам
Велели воротить!
Поверил!..»
Утятин считает себя религиозным, верующим человеком.
«…пред иконамиИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Со всей семьею молится,
Велит служить молебствие,
Звонить в колокола!»
Князь — бессердечный человек, способный жестоко издеваться над крепостными, в том числе и над детьми. Так, маленького Ипата он любил запрягать в телегу и кататься на ней, а когда тот подрос, заставлял его купаться зимой в проруби.
«Как был я мал, наш князюшкаИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Меня рукою собственной
В тележку запрягал;
Достиг я резвой младости:
Приехал в отпуск князюшка
И, подгулявши, выкупал
Меня, раба последнего,
Зимою в проруби!>
Да как чудно! Две проруби!
В одну опустит в неводе,
В другую мигом вытянет —
И водки поднесет».
Утятин привык к тому, что близкое окружение постоянно льстит ему и всячески превозносит его качества.
«— Какой ты добрый!” — молвилаИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава III
Сноха черноволосая…»
«Гвардейцы черноусыеИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава III
Словечко тоже вставили:
Где ж дурню деревенскому
Понять слова господские,
Особенно Последыша
Столь умные слова?»
«А Клим полой суконноюИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава III
Отер глаза бесстыжие
И пробурчал: “Отцы!
Отцы! сыны атечества!
Умеют наказать,
Умеют и помиловать!»
Несмотря на грозный вид, князь Утятин является для крестьян посмешищем, и они еле сдерживают себя, чтобы не рассмеяться ему в лицо.
«Стоять перед ПоследышемИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава III
Напасть… язык примелется,
А пуще смех долит.
Глаз этот… как завертится,
Беда!»
Старый князь-самодур настолько надоел крестьянам своими жестокими выходками, что те облегченно вздыхают, когда узнают о его смерти.
«Крестьяне пораженные
Переглянулись… крестятся….
Вздохнули… Никогда
Такого вздоха дружного,
Глубокого — глубокого
Не испускала бедная
Безграмотной губернии
Деревня Вахлаки…» (Часть вторая «Последыш», Глава III).
Характеристика Утятина другими героями
Крестьяне
Крестьяне удивляются, что князь Утятин никак не может принять новые порядки в государстве и ведёт себя по-прежнему, как во времена крепостного права.
«Чего же он куражится?Источник: Часть вторая «Последыш», Глава I
Теперь порядки новые,
А он дурит по-старому…»
Крестьяне с трудом терпят Утятина, который никак не может избавиться от страхы барских привычек и по-прежнему считает крестьян своими рабами.
«Вставай! картуз долой!Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Бог весть с чего накинется,
Бранит, корит; с угрозою
Подступит — ты молчи!
Увидит в поле пахаря
И за его же полосу
Облает: и лентяи-то,
И лежебоки мы!
А полоса сработана,
Как никогда на барина
Не работал мужик,
Да невдомек Последышу,
Что уж давно не барская,
А наша полоса!»
Подробная характеристика крестьян.
Крестьянин Агап
Крестьянин Агап, не сдержав договорённости, смело говорит Утятину всё, что о нём думают крестьяне — о его глупости, надменности и никчёмности.
«Крестьянских душ владениеИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Покончено. Последыш ты!
Последыш ты! По милости
Мужицкой нашей глупости
Сегодня ты начальствуешь,
А завтра мы Последышу
Пинка — и кончен бал!
Иди домой, похаживай,
Поджавши хвост, по горницам,
А нас оставь! Никшни!..»
Дворовой Ипат
Дворовой Ипат на собственном опыте знает, каким откровенно жестоким бывает князь Утятин.
«Как был я мал, наш князюшкаИсточник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Меня рукою собственной
В тележку запрягал;
Достиг я резвой младости:
Приехал в отпуск князюшка
И, подгулявши, выкупал
Меня, раба последнего,
Зимою в проруби!
Да как чудно! Две проруби!
В одну опустит в неводе,
В другую мигом вытянет —
И водки поднесет».
Сыновья Утятина
Сыновья знают, что слабый здоровьем князь не в состоянии принять отмену крепостничества, и это может раньше времени свести его в могилу.
«Недолго жить сердечному,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Навряд ли два-три месяца,
Сам дохтур объявил!»
«Нам жаль родителя,Источник: Часть вторая «Последыш», Глава II
Порядков новых, нонешных
Ему не перенесть…»
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Утятина вместе!
Биография
Князь Утятин является представителем богатого и влиятельного дворянского семейства. В молодости он был важным сановником и даже принимал участие в сражениях, за что был награждён Георгиевским крестом. В старости он обосновался в родовом имении, расположенном в деревне Вахлаки. Он был женат, но супруга скончалась, оставив Утятину двоих сыновей. Кроме того, у князя было три внебрачные дочери, которые жили в Петербурге.
Большим ударом для Утятина стало известие об отмене крепостного права. На нервной почве его разбил паралич, в результате которого отнялась вся левая сторона тела, и князь оказался прикован к постели. В поместье приехали два его сына-гусара вместе с жёнами и малолетними детьми. Братья планировали править по доверенности поместьем, пока отец не отдаст богу душу.
Однако старый князь, узнав о планах сыновей, неожиданно быстро встал на ноги. Он принялся обвинять сыновей в том, что те смирились с отменой крепостного права. Испугавшись, что отец лишит их наследства, братья заключили с крестьянами сделку, согласно которой крестьяне делают вид, что по-прежнему принадлежат барину и в качестве оплаты за свою игру получат поёмные луга на Волге.
Князь Утятин с лёгкостью поверил в то, что дворянству вернули былые привилегии. Он принялся по-прежнему дурить, отдавать бессмысленные приказы, которые, конечно же, не выполнялись.
На одном из гуляний старый князь выпил много вина и даже попытался потанцевать. В результате с ним произошёл второй удар, который стал для него последним.
Образ Утятина
Образ князя Утятина представляет в произведении гротескную комическую фигуру. Будучи высокородным дворянином, он является объектом насмешек мужиков, которые всячески потешаются над грубым, самодовольным и высокомерным стариком. Даже родные сыновья презирают его и с большим нетерпением ожидают его смерти.
Будучи представителем богатого знатного рода, Утятин с ранних лет привык считать себя баловнем судьбы, которому позволено абсолютно всё. Он не был верным своей супруге, и итогом его измен стало рождение трёх внебрачных дочерей. Князь привык повелевать судьбами принадлежавших ему крепостных крестьян, отдавать откровенно глупые и бессмысленные приказы и требовать беспрекословного их выполнения. Он искренне считал, что все его желания должны моментально исполняться только потому, что он является «избранным».
Утятин отличается не только надменностью и высокомерием, но и откровенной жестокостью. Он видит в крестьянах лишь бездушных рабов, над которыми можно издеваться так, как ему вздумается. При этом князь считает себя религиозным человеком, в его доме много икон.
Сознание собственного превосходства над другими людьми глубоко извратило сознание Утятина. Он просто физически не смог принять известие об отмене крепостного права, ведь это полностью разрушало его картину мира: лишившись своих рабов, князь, по его мнению, становился «никем». Недаром крестьяне прозвали старого князя Последышем, то есть последним, кто никак не может принять новые порядки.
Одержимость Утятина своим высоким положением делает его глупым и слепым: он не слышит откровенную издёвку в льстивых словах окружающих, не замечает насмешки в крестьянских словах. В итоге он умирает счастливым человеком, потому что последние дни жизни прожил в обмане, который был ему так сладок.
Вывод
В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» одним из наиболее ярких образов помещиков является старый князь Утятин, который никак не мог смириться с потерей былой власти над крестьянами. Именно поэтому автор наделяет его прозвищем Последыш, указывая на историческую обречённость дворянства.
Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать все качества дворянства, которое всячески противилось новому укладу жизни. Сатирическая портретная характеристика Утятина позволяет лучше понять слабые стороны русских помещиков, зацикленных на собственном превосходстве и исключительности. Характеристика Утятина с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать сочинение.