- Цитатная характеристика
- Портрет
- Внешность
- Черты характера и поступки
- Воспитание
- Характеристика Простаковой другими героями
- Митрофан (сын)
- Г-н Простаков (муж)
- Скотинин (брат)
- Правдин
- Софья
- Стародум
- Милон
- Речевая характеристика госпожи Простаковой
- Народная характеристика
- Биография
- Образ Простаковой
- 5 фактов о Простаковой
- Вывод
Одним из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является госпожа Простакова — богатая помещица, властная, жестокая, деспотичная. Особенно ярко её тяжёлый характер проявляется в отношении к беззащитным слугам, над которыми она безнаказанно издевается. Болезненная, гипертрофированная любовь главной героини к сыну губит молодого человека, делает из него морального калеку. Характеристика Простаковой важна для понимания важности темы воспитания, которую автор выделяет в пьесе как основную. Невежественная, жадная и лицемерная, помещица прививает аналогичные качества своему сыну, но в итоге получает по заслугам.
Цитатная характеристика
Описание Простаковой с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Простаковой основан на том, что она является дворянкой, помещицей.
«Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию…»
Источник: Действие первое, явление 1
Во владении г-жи Простаковой — большое поместье и деревни с крепостными.
«…повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни…»
Источник: Действие пятое, явление 4
Г-жа Простакова — из рода Скотининых. После смертей в раннем возрасте многочисленных братьев и сестёр в живых остались только она и её брат Тарас Скотинин.
«Ведь и я по отце Скотининых. Покойник батюшка женился на покойнице матушке. Она была по прозванию Приплодиных. Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка!»
Источник: Действие третье, явление 5
«Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь».
Источник: Действие четвертое, явление 7
Внешность
Портретная характеристика г-жи Простаковой основана на том, что она является женщиной средних лет. Простакова чувствует, что уже немолода.
«Мой век проходит».
Источник: Действие второе, явление 5
Черты характера и поступки
Г-жа Простакова является очень грубой женщиной, способной оскорблять окружающих людей без повода, только в силу своего тяжёлого характера.
«А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя…»
Источник: Действие первое, явление 2
Простакова — жестокая женщина, в которой нет ни капли милосердия даже к больным людям.
«Г-жа Простакова. А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет!Источник: Действие третье, явление 4
Палашка где?
Еремеевна. Захворала, матушка, лежит с утра.
Г-жа Простакова. Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто она благородная!
Еремеевна. Такой жар рознял, матушка, без умолку бредит…
Г-жа Простакова. Бредит, бестия! Как будто благородная!»
Простакова ни во что не ценит слуг и всячески обижает их.
«…я холопям потакать не намерена…»
Источник: Действие первое, явление 3
«Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле…Источник: Действие второе, явление 6
Еремеевна (заплакав) Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно».
«Еремеевна, (в слезах) Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же…Источник: Действие второе, явление 6
Кутейкин. А велика ль благостыня?
Еремеевна. По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».
«Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!»
Источник: Действие пятое, явление 2
Простакова совершенно не ценит профессионализм и считает, что любой дурак сможет качественно выполнить сложную работу.
«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»
Источник: Действие первое, явление 2
Простакова не ценит своего мягкого, глупого мужа. Она помыкает им, способна унизить при посторонних людях.
«Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко».
Источник: Действие первое, явление 3
«Как теленок, мой батюшка, оттого-то у нас в доме все и избаловано. Ведь у него нет того смыслу, чтоб в доме была строгость, чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь…»
Источник: Действие второе, явление 5
Г-жа Простакова — настойчивая женщина, которая непременно всё сделает по-своему.
«…что захотела, поставлю на своем…»
Источник: Действие четвертое, явление 9
«А я уж знаю, что делать… А мы свое возьмем».
Источник: Действие четвертое, явление 9
Единственным человеком, которого Простакова любит всем сердцем, является её 15-летний сын Митрофан. Он — её надежда и отрада.
«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».
Источник: Действие первое, явление 4
«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».
Источник: Действие четвертое, явление 8
«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».
Источник: Действие второе, явление 5
Будучи ограниченной, недалёкой женщиной, Простакова не видит особого смысла в образовании и в таком же духе воспитывает сына Митрофана.
«Без наук люди живут и жили».
Источник: Действие четвертое, явление 8
«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».
Источник: Действие второе, явление 6
«Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья дворяне тотчас выберут еще в какую-нибудь должность».
Источник: Действие четвертое, явление 8
Простакова вынуждена нанять Митрофану учителей только потому, что это требование времени — дворяне должны быть грамотными.
«Да ныне век другой, батюшка! (К Стародуму.) Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить! Мой Митрофанушка из-за книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда».
Источник: Действие третье, явление 5
«Ребенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург: скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь».
Источник: Действие третье, явление 8
«Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.Источник: Действие третье, явление 7
Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женишься».
Г-жа Простакова видит, что её сын не особенно смышлён. Вместо базовых научных знаний она предлагает ему собственный жизненный подход, который заключается в жадности и поиске личной выгоды.
«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!»
Источник: Действие третье, явление 7
«Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».
Источник: Действие третье, явление 7
«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».
Источник: Действие третье, явление 7
Простакова — властная женщина, требующая не только от слуг и членов семьи, но и от всех окружающих полного повиновения.
«…я люблю, чтоб и чужие меня слушали…»
Источник: Действие первое, явление 5
«Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма! Я доберусь».
Источник: Действие первое, явление 6
Простакова — жестокая, жадная помещица, которая забирает у крестьян последний кусок хлеба, не дает им спокойно жить и трудиться.
«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Источник: Действие первое, явление 2
Г-жа Простакова — корыстолюбивая женщина, у которой главной ценностью являются деньги. Узнав о том, что бедная сиротка Софья неожиданно стала богатой наследницей, она спешит сосватать её за своего сына Митрофана.
«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю».
Источник: Действие первое, явление 7
«Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну».
Источник: Действие второе, явление 2
Простакова — женщина крутого нрава, вымещающая свою злобу на беззащитных людях.
«…положить скоро границы злобе жены…»
Источник: Действие второе, явление 1
«…жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».
Источник: Действие первое, явление 1
«С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!».
Источник: Действие второе, явление 5
Г-жа Простакова в силу своего небольшого ума и природной злости способна решать проблемы лишь с помощью драки. Чтобы решить вопрос женитьбы в пользу Митрофана, она затеяла драку с родным братом.
«…Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи… Сердце взяло, дай додраться!»
Источник: Действие третье, явление 3
«Милон. Да не ушибла ль она вас?Источник: Действие третье, явление 3
Скотинин. Перед-от заслонял обеими, так вцепилась в зашеину…
Правдин. И больно?..
Скотинин. Загривок немного пронозила».
«Нет, братец… ты должен образ выменять господина офицера; а кабы не он, то б ты от меня не заслонился. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. (Стародуму.) Это, сударь, ничего и не смешно. Не прогневайся. У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?»
Источник: Действие третье, явление 3
Г-жа Простакова полна лицемерия. Чтобы заполучить Софью в качестве невесты для Митрофана, она всячески пытается предстать в выгодном свете перед Стародумом.
«Г-жа Простакова. Я, братец, с тобою лаяться не стану. (К Стародуму.) Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу. Пусть же, себе на уме, бог тому заплатит, кто меня, бедную, обижает.Источник: Действие третье, явление 5
Стародум. Я это приметил, как скоро ты, сударыня, из дверей показалась».
Узнав о предстоящей расправе, г-жа Простакова полностью разбита. Она до последнего пытается оправдать себя.
«Ах я, собачья дочь! Что я наделала!»
Источник: Действие пятое, явление 3
«Прости и ты меня, грешную. Ведь я человек, не ангел».
Источник: Действие пятое, явление 4
Раскаяние Простаковой — лицемерие. Известие о пощаде пробуждает в ней страшный гнев, желание расправиться с беззащитными крестьянами.
«Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям, своим людям. Теперь-то я всех переберу по одиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу этой насмешки.Источник: Действие пятое, явление 4
Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?
Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?»
Простакова не чувствует никакой своей вины в случившемся. Она искренне считает, что является полноправной хозяйкой человеческих жизней и только она вправе решать их судьбы.
«Правдин (Г-же Простаковой.) Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.Источник: Действие пятое, явление 4
Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»
За жестокость по отношению к людям Простакову наказывают по справедливости, отобрав у неё имение и крепостных крестьян.
«Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни».
Источник: Действие пятое, явление 4
«Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…Источник: Действие пятое, явление 4
Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».
Потеряв власть над людьми, Простакова теряет смысл своей жизни. Но еще большим ударом для неё становится грубость и жестокость ненаглядного Митрофанушки, который отталкивает её.
«Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!»
Источник: Действие пятое, явление 5
«Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
Источник: Действие пятое, явление последнее
Воспитание
Г-жа Простакова, несмотря на своё высокое положение в обществе, — неграмотная женщина, которая даже не умеет читать.
«Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай».
Источник: Действие первое, явление 6
Простакову глубоко возмущает тот факт, что девушки её сословия получают образование.
«Вот до чего дожили. К девушкам письма пишут! Девушки грамоте умеют!»
Источник: Действие первое, явление 6
Своей безграмотностью и невежеством г-жа Простакова обязана отцу, который был категорически против образования.
«Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».
Источник: Действие третье, явление 5
Г-жа Простакова — тёмная и недалёкая женщина, она не понимает, в чём заключается смысл географии, считая её «не дворянской» наукой.
«Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка».
Источник: Действие четвертое, явление 8
Примером того, как нужно устраиваться в жизни, для г-жи Простаковой служит её родной отец — человек безграмотный, невежественный, но очень жадный, скупой. Смысл его жизни заключался в накоплении денег, над которыми он в итоге и умер.
«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить.Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?»
Источник: Действие четвертое, явление 8
Характеристика Простаковой другими героями
Митрофан (сын)
Митрофан заискивает перед матерью, зная, что она руководит домом, но на самом деле пренебрежительно относится к ней.
«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.Источник: Действие первое, Явление 4
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».
Митрофан, перенявший от матери все негативные качества, в итоге сам жестоко бросает её в трудную минуту.
«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына) Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!Источник: Действие пятое, явление последнее
Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась…»
Подробная характеристика Митрофана.
Г-н Простаков (муж)
Будучи человеком мягким и безвольным, г-н Простаков во всём слушается жену, потакает её капризам, боится как-то ненароком её задеть или обидеть.
«Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?Источник: Действие первое, явление 3
Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят».
«В этом я тебе, матушка, и верил, и верю».
Источник: Действие первое, явление 3
Скотинин (брат)
Г-жа Простакова очень похожа на своего родного брата, Тараса Скотинина. Он замечает их общую склонность к насилию и жестокости по отношению к другим людям.
«Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою».
Источник: Действие первое, явление 4
Скотинин не церемонится с сестрой и, отстаивая собственные интересы, готов с ней драться.
«Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь.Источник: Действие третье, явление 3
Милон (Скотинину) Разве она вам не сестра?
Скотинин. Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась».
Подробная характеристика Скотинина.
Правдин
Дворянин Правдин, состоящий на государственной службе, замечает, какие бесчинства царят в поместье Простаковых. Он намерен прекратить издевательства над беззащитными людьми со стороны г-жи Простаковой.
«Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже обо всем нашего начальника и не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры».
Источник: Действие второе, явление 1
Правдин замечает, что Простакова является ловким манипулятором, заставляя людей поступать так, как ей выгодно.
«Какая жалость, господин Скотинин! Сестрица ваша играет вами, как мячиком».
Источник: Действие второе, явление 3
Став свидетелем бесчинств Простаковой, Правдин выносит ей справедливый приговор. Он видит истинный характер помещицы и не становится жертвой её лицемерия.
«Злодеяние, которому я сам свидетель…»
Источник: Действие пятое, явление 3
«Требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов. Сейчас представлю ее перед суд, как нарушительницу гражданского спокойства».
Источник: Действие пятое, явление 3
«Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».
Источник: Действие пятое, явление 4
Правдин осуждает поведение Простаковой, но понимает, что в его основе лежит всепоглощающая, неразумная любовь к единственному сыну.
«Правдин (Митрофану) Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья»
Источник: Действие пятое, явление последнее
Подробная характеристика Правдина.
Софья
Софья подчёркивает неприкрытое лицемерие г-жи Простаковой, которая ранее никогда с ней не была ласкова, но с известием о её наследстве резко поменяла своё отношение.
«Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну».
Источник: Действие второе, явление 2
Стародум
Стародум, прекрасно образованный мужчина, презрительно относится к г-же Простаковой, отвергающей просвещение.
«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь».
Источник: Действие четвертое, явление 8
Стародум видит все пороки Простаковой, однако он считает, что каждый человек имеет право на прощение.
«Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом».
Источник: Действие пятое, явление 4
«Правдин (Стародуму) Ваша малейшая жалоба, ваше одно слово пред правительством… и уж спасти ее нельзя.Источник: Действие пятое, явление 4
Стародум. Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю».
Стародум, будучи мудрым, опытным человеком, понимает, что характер г-жи Простаковой так быстро не изменится, и она останется при своих жизненных принципах. Но он надеется, что со временем жестокая помещица сможет переосмыслить своё отношение к людям.
«Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь».
Источник: Действие пятое, явление 5
«Сударыня! Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно».
Источник: Действие пятое, явление 5
Видя личную трагедию г-жи Простаковой, Стародум приходит к логическому выводу, что всему виной — её жестокость и самодурство.
«Вот злонравия достойные плоды!»
Источник: Действие пятое, явление последнее
Подробная характеристика Стародума.
Милон
Милон видит злонравную сущность г-жи Простаковой и искренне презирает её.
«И преступление, и раскаяние в ней презрения достойны».
Источник: Действие пятое, явление 4
Речевая характеристика госпожи Простаковой
Характеристика речи госпожи Простаковой полностью отражает сущность главной героини. Будучи необразованной, невежественной женщиной, она не способна выражать свои мысли грамотно, красиво, культурно. Её речь пестрит народными и просторечными словами и выражениями, которые подчеркивают её безграмотность: «арихметика», «первоет», «еоргафия», «так авось либо господь милостив», «ходишь, развеся уши».
Речь помещицы Простаковой, её манера выражаться ничем не отличается от речи необразованных, тёмных слуг и крепостных крестьян, прислуживающих ей. Последних она ни во что не ставит и, будучи женщиной злой и сварливой, постоянно оскорбляет. В обращении со слугами в речи Простаковой часто встречаются ругательства: «харя», «рыло», «каналья», «бестия», «остолбенела», «скот», «урод».
Женщина уверена, что имеет полное право так обращаться с «холопями»,
что ещё больше подчеркивает её деспотизм по отношению к зависимым, беззащитным людям.
Все личностные качества г-жи Простаковой отражаются в её речи, которая, в зависимости от ситуации, способна меняться.
К крепостным обращается грубо, бесцеремонно, с ругательствами: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире…»;
С любимым сыном Митрофаном общается с нежностью и лаской: «душенька»
, «друг мой сердешный»;
Перед гостями-дворянами пытается предстать светской дамой: «рекомендую вам дорогого гостя…»
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Простаковой вместе!
Биография
Госпожа Простакова в девичестве носила фамилию Скотинина и принадлежала к древнему роду. В семействе Скотининых было рождено в общей сложности восемнадцать детей, но только двое из них смогли дожить до зрелости: г-жа Простакова и её брат Тарас.
Глава семьи, Скотинин, служил воеводой. Несмотря на высокий социальный статус, он был категорически против образования и смог привить своим детям отвращение к наукам, просвещению. При этом он был очень грубым и жадным человеком, и именно эти качества переняла героиня.
Став супругой дворянина Простакова, женщина полностью взяла власть в свои руки. Не видя никакого сопротивления со стороны мягкого, глупого и трусливого мужа, она стала настоящим тираном в поместье. Даже рождение долгожданного ребёнка, сына Митрофанушки, не изменило жестокий нрав помещицы.
Молва о жестоком обращении Простаковой с крепостными дошла до государственных чиновников, и после проверки ситуации на месте было принято решение о взятии под опеку поместье Простаковых. Известие о потере власти над слугами, а также жестокое предательство Митрофана морально подрывают героиню.
Образ Простаковой
Госпожа Простакова наделена автором исключительно негативными качествами: она груба, жестока, невежественна, лицемерна. Не встречая никакого сопротивления со стороны окружающих людей, она в полной мере проявляется свой деспотичный характер по отношению к слабым и беззащитным.
Такие качества, как жадность, невежество, жестокость достались г-же Простаковой от родного отца, который превыше всего ценил деньги и даже умер от голода над сундуком с монетами. Он был категорически против образования для своих детей, и Простакова даже в зрелом возрасте не понимает ценность просвещения.
Простакова стала собирательным образом тех помещиков своего времени, которые в силу своего воспитания имели узкий кругозор, боялись перемен, презирали образование и при этом считали себя «избранной», привилегированной кастой. Получая подобные жизненные ценности от родителей, они безотчётно передавали их собственным детям. Ярким примером тому стал Митрофанушка, который, полностью переняв грубость и жестокость матери, в итоге безжалостно бросил её в тяжёлую минуту.
5 фактов о Простаковой
- В произведении «Недоросль» автор большой упор сделал на говорящие фамилии, которые во многом отражают суть героев. Так, главная героиня пьесы до замужества была Скотининой, и её отличительной чертой является «скотское» поведение — невежество, хамство, грубость, нетерпимость.
- Простакова — безграмотная женщина, которая не умеет даже читать и по уровню своего развития практически ничем не отличается от своих крепостных.
- Фразы г-жи Простаковой полюбились читателям и зрителям комедии и быстро стали крылатыми:
«А я люблю, чтоб и чужие меня слушали», «Без наук люди живут и жили», «Век живи, век учись, друг мой сердешный!»
- Являясь собирательным образом глупых, невежественных и грубых помещиков, г-жа Простакова — исключительно отрицательный персонаж. Благодаря этому её имя стало нарицательным.
- После выхода в свет комедия пользовалась большой популярностью. И если в XVIII–XIX вв. крупные театры не рисковали ставить пьесу из-за цензуры, то в рамках любительских постановок «Недоросль» бил все рекорды. В спектакле Нежинской гимназии роль Простаковой играл юный Гоголь, который искренне восхищался произведением Фонвизина.
Вывод
В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» образ госпожи Простаковой занимает одно из центральных мест. Характеристика Простаковой позволяет лучше понять всю глубину социальных проблем, которые были важны для России XVIII века. Жестокая, грубая и своенравная помещица, она стала олицетворением беспощадной силы и власти, царившей в государстве.
Кроме того, роль героини заключается в демонстрации проблем в воспитании. Ее отношение к людям, образованию, культуре проецируется в Митрофанушке. И если Простаковы и Скотинины представляли прошлое и настоящее России, то их отпрыски, «митрофанушки», — будущее страны.