Молодой дворянин, модный, богатый, умный, он перестал чувствовать вкус жизни, охладел ко всему, “чувства остыли”. Автор описывает ежедневные хлопоты Онегина тщательно, детально, чтобы читатель мог представить, как происходит его духовное онемение. Каждый день похож на предыдущий: роскошь, приёмы, танцы, вино, сон до полудня. Отсутствие необходимости вести дела, заниматься образованием приводит к тому, что лень становится образом жизни Онегина. Он часами собирается у зеркала, презирает окружающих, не ценит той жизни, которая ему дана: свободной, сытой, комфортной. В обществе его считают “умным и милым”, несмотря на поверхностные знания и откровенную лень. Ради забавы Евгений научился изображать чувства, сводить с ума юных дам, соблазнять красавиц – он “гений науки страсти нежной”, этим искусством герой овладел в совершенстве. Достаточно типичный персонаж той эпохи у Пушкина превратился в совершенно неповторимый образ.
Естественно, что не в юности, не в более зрелом возрасте Евгений не видел себя отцом и мужем, понимая, что рядом с ним любая женщина будет несчастна. Его холодный ум и в некоторой степени жестокая честность всё же делает герою честь: отвечая Татьяне на её признание, он очень правильно описывает их предполагаемое будущее, эта суровая мудрость Онегина спасла девушку от большой ошибки.
Не способный на серьёзные, глубокие чувства, Евгений был одиночкой, в некотором смысле странным человеком. Только Ленский поддерживал в его душе огонёк жизнелюбия, человечности, духовности. К нему Евгений относился снисходительно, уважал за образованность, деятельность, живость ума. Дружба не помешала Онегину подшутить над своим товарищем и стать виновником дуэли, в которой погиб Ленский. Этот случай способен охарактеризовать Евгения красноречивее всяких слов – он бездушный, холодный, высокомерный тип, не уважающий чужие чувства, не ценящий настоящую дружбу.
Духовное возрождение Онегина
Жизнь распорядилась таким образом, что Евгений покинул имение дяди, пропал на какое-то время и перестал появляться в обществе. Вернувшись через некоторое время в родной город, однажды в театре он встречает ту девушку, которой он так холодно отказал много лет назад. Татьяна стала ещё красивее, роскошь, светская жизнь изменили её. Онегин влюбляется, его душа оказывается способной на высокие чувства. Герой страдает, томится, превращается в того, кого он когда-то тихо презирал. Автор мастерски построил сцену объяснений Онегина с Татьяной: девушка достойно и так же холодно, как он когда-то, отказывает ему в своём расположении. Единственное отличие – она признаётся, что всё ещё любит Евгения: “но я другому отдана…и буду век ему верна”. Именно эта искренность и прямота, а также непоколебимое чувство собственного достоинства окончательно разбивают сердце героя.