Одним из самых ярких и запоминающихся женских образов в романе И. А. Гончарова «Обломов» является молодая дворянка Ольга Ильинская. Тонкая, умная, целеустремлённая девушка с богатым внутренним миром разительно отличается от сверстниц. Будучи возлюбленной Обломова, она в итоге жестоко разочаровывается в своём выборе и обретает счастье со Штольцем. Характеристика Ольги Ильинской дана автором так, чтобы наиболее полно раскрыть личность главного героя, Ильи Обломова. Ведь даже такая прекрасная, образованная, утончённая женщина не смогла привить ему вкус к жизни, вывести из состояния полудрёмы, безразличия к окружающему миру.
Цитатная характеристика
Описание Ольги Ильинской с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет Ольги Сергеевны Ильинской основан на том, что она является молодой красивой девушкой.
«Ольга Сергеевна? Сейчас, сейчас! — сказал он, схватил фуражку, тросточку, выбежал в калитку, подал руку какой-то прекрасной женщине…»
Источник: Часть вторая, глава 5
Ольга — сирота, которая после смерти матери живёт с теткой Марьей Михайловной.
«У меня нет матери…»
Источник: Часть вторая, глава 12
«Отношения Ольги к тётке были до сих пор очень просты и покойны…»
Источник: Часть вторая, глава 8
«Пришёл человек от Марьи Михайловны, Ольгиной тётки, звать обедать».
Источник: Часть вторая, глава 7
Портретная характеристика Ольги основана на том, что она дворянка, помещица, достаточно обеспеченная женщина, у которой есть богатое приданое.
«Потом вдруг она скажет ему, что и у неё есть деревня, сад, павильон, вид на реку и дом, совсем готовый для житья, как надо прежде поехать туда, потом в Обломовку».
Источник: Часть третья, глава 7
«…в апреле вы можете ехать в своё имение. Оно невелико, но местоположение — чудо! Вы будете довольны. Какой дом! Сад!»
Источник: Часть третья, глава 7
Внешность
Ольге Ильинской в самом начале повествования двадцать лет.
«…он считает её за девочку, тогда как ей двадцать лет…»
Источник: Часть вторая, глава 5
Внешний вид Ольги далёк от строгих идеалов красоты.
«Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда».
Источник: Часть вторая, глава 5
Весь облик Ольги отличается гармонией и красотой линий и форм. Именно он и привлекает невольно к ней внимание.
«…если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; всё это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи — с станом…»
Источник: Часть вторая, глава 5
«Кто ни встречал её, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом…»
Источник: Часть вторая, глава 5
«Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!»
Источник: Часть вторая, глава 5
Всё в лице Ольги говорит о её интеллекте, живом, проницательном уме.
«Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо-голубых глаз…»
Источник: Часть вторая, глава 5
Наибольшую выразительность лицу Ольги придают брови.
«Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками — нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль».
Источник: Часть вторая, глава 5
Походка Ольги отличается лёгкостью и изяществом.
«Ходила Ольга с наклонённой немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»
Источник: Часть вторая, глава 5
Черты характера и поступки
Ольга прекрасно поёт, обладает чудесным голосом, неспособным оставить кого-то равнодушным.
«…прекрасно поёт Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя — вот голос, вот пение!»
Источник: Часть вторая, глава 4
«Любила она музыку, но пела чаще втихомолку, или Штольцу, или какой-нибудь пансионной подруге; а пела она, по словам Штольца, как ни одна певица не поёт».
Источник: Часть вторая, глава 5
«От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами».
Источник: Часть вторая, глава 5
В отношениях с умным и сильным Штольцем Ольга немного робеет и чувствует себя несмышлёным ребенком. Она испытывает к нему тёплые дружеские чувства.
«Она называла его другом, любила за то, что он всегда смешил её и не давал скучать, но немного и боялась, потому что чувствовала себя слишком ребёнком перед ним».
Источник: Часть вторая, глава 5
«…он был слишком далеко впереди её, слишком выше её, так что самолюбие её иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах…»
Источник: Часть вторая, глава 5
Ольга отличается естественным, безыскусным поведением, без намёка на кокетство или фальшь.
«…в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато её и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на неё, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей…»
Источник: Часть вторая, глава 5
«Невозмутимая, не робкая, простая, но решительная женщина, естественная, как сама жизнь!»
Источник: Часть третья, глава 7
«Кокетства в ней допустить нельзя по верному пониманию истинной, нелицемерной, никем не навеянной ей нравственности. Она была выше этой пошлой слабости».
Источник: Часть четвертая, глава 4
Ненаигранное, естественное поведение Ольги, её отношение к жизни отпугивает молодых людей. Лишь Штольц способен оценить её незаурядную личность.
«Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало, и то своё, неважное — и её обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали её слишком мудрёной и немного боялись. Один Штольц говорил с ней без умолка и смешил её».
Источник: Часть вторая, глава 5
Ольга отличается красноречием и способна тонко высмеять собеседника.
««О! да она… с ней надо быть осторожным…» — думал Обломов».
Источник: Часть вторая, глава 5
««Она — злое, насмешливое создание!» — подумал Обломов, любуясь против воли каждым её движением».
Источник: Часть вторая, глава 5
«- Странно! — заметил он. — Вы злы, а взгляд у вас добрый».
Источник: Часть вторая, глава 5
«…присутствие молодой, симпатичной, умной, живой и отчасти насмешливой женщины…»
Источник: Часть вторая, глава 8
В характере Ольги есть такая черта как самолюбие, гордость.
«Вы самолюбивы…»
Источник: Часть вторая, глава 5
«-…за что ты мучишься?Источник: Часть третья, глава 11
— За гордость, — сказала она, — я наказана, я слишком понадеялась на свои силы — вот в чём я ошиблась…»
«…за меня и за моё горе не бойся. Я знаю себя: я выплачу его и потом уж больше плакать не стану…»
Источник: Часть третья, глава 11
Ольга — деятельная, целеустремлённая натура. Для неё тяжёлым испытанием становится неопределённость, неизвестность, бездеятельность.
«Если у ней явится какое-нибудь намерение, так дело и закипит. Только и слышишь об этом. Если и не слышишь, то видишь, что у ней на уме всё одно, что она не забудет, не отстанет, не растеряется, всё сообразит и добьётся, чего искала».
Источник: Часть вторая, глава 11
«Обломов указал ей эту церковь с реки, и ей захотелось помолиться в ней… чтоб… эта нерешительность, неизвестность скорее кончилась… Бедная Ольга!»
Источник: Часть третья, глава 7
«Ты видишь, какая я? Я не состареюсь, не устану жить никогда. А с тобой мы стали бы жить изо дня в день, ждать рождества, потом масленицы, ездить в гости, танцевать и не думать ни о чём; ложились бы спать и благодарили бога, что день скоро прошёл, а утром просыпались бы с желанием, чтоб сегодня походило на вчера… вот наше будущее — да? Разве это жизнь? Я зачахну, умру…»
Источник: Часть третья, глава 11
При всей своей внутренней силе Ольга остаётся невероятно женственной, романтичной, нежной.
«У ней нетрудно вызвать слезы; к сердцу её доступ лёгок. В любви она так нежна; во всех отношениях ко всем столько мягкости, ласкового внимания — словом, она женщина!»
Источник: Часть вторая, глава 11
Ольга очень тяжело переживает разрыв с Обломовым, в которого, как ей казалось, она была влюблена. Когда же первая горечь проходит, она понимает, что Обломов был недостоин её.
«Черты её, но она бледна, глаза немного будто впали, и нет детской усмешки на губах, нет наивности, беспечности. Над бровями носится не то важная, не то скорбная мысль, глаза говорят много такого, чего не знали, не говорили прежде. Смотрит она не по-прежнему, открыто, светло и покойно; на всём лице лежит облако или печали, или тумана».
Источник: Часть четвёртая, глава 4
«Она стала наблюдать за собой и с ужасом открыла, что ей не только стыдно прошлого своего романа, но и героя…»
Источник: Часть четвёртая, глава 4
Свою вторую половинку Ольга находит в лице Штольца, с которым её связывает любовь к жизни, интеллектуальной и физической деятельности, общие интересы и устремления.
«..бросалась на грудь к мужу, всегда с пылающими от радости щеками, с блещущим взглядом, всегда с одинаким жаром нетерпеливого счастья, несмотря на то, что уже пошёл не первый и не второй год её замужества».
Источник: Часть четвёртая, глава 8
«Шли годы, а они не уставали жить. Настала и тишина, улеглись и порывы; кривизны жизни стали понятны, выносились терпеливо и бодро, а жизнь всё не умолкала у них…»
Источник: Часть четвёртая, глава 8
«Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок».
Источник: Часть четвёртая, глава 8
«Их будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоём, чувствовать, говорить!..»
Источник: Часть четвёртая, глава 8
Более всего Ольга боится, подобно Обломову, потерять интерес к жизни, стать равнодушной ко всему окружающему.
«Она боялась впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию».
Источник: Часть четвёртая, глава 8
Воспитание
Ольга получила такое воспитание, благодаря которому она способна прямо и просто выражать свои чувства, мысли, желания.
«…по здравому, не перехитрённому воспитанию не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки».
Источник: Часть вторая, глава 5
Благодаря своему воспитанию и живому уму Ольга продолжает всю жизнь развиваться, самосовершенствоваться.
«А чтение, а ученье — вечное питание мысли, её бесконечное развитие! Ольга ревновала к каждой непоказанной ей книге, журнальной статье, не шутя сердилась или оскорблялась, когда он не заблагорассудит показать ей что-нибудь, по его мнению, слишком серьёзное, скучное, непонятное ей….»
Источник: Часть вторая, глава 5
Характеристика Ольги Ильинской другими героями
Обломов
Обломова пугает острый и насмешливый ум Ольги, её насмешливость.
««О! да она… с ней надо быть осторожным…» — думал Обломов».
Источник: Часть вторая, глава 5
««Она — злое, насмешливое создание!» — подумал Обломов, любуясь против воли каждым её движением».
Источник: Часть вторая, глава 5
«- Странно! — заметил он. — Вы злы, а взгляд у вас добрый».
Источник: Часть вторая, глава 5
Обломов восхищён красотой Ольги, её грациозностью.
«Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! — думал он, глядя на неё почти испуганными глазами. — Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то… душа, должно быть! Улыбку можно читать, как книгу; за улыбкой эти зубы и вся голова… как она нежно покоится на плечах, точно зыблется, как цветок, дышит ароматом…»
Источник: Часть вторая, глава 5
Обломов отмечает деятельную натуру Ольги, её неспособность долгое время пребывать в раздумье, мечтах.
«Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье!»
Источник: Часть третья, глава 2
Обломов восхищается цельной натурой Ольги, её естественностью.
«Чудная Ольга! Невозмутимая, не робкая, простая, но решительная женщина, естественная, как сама жизнь!»
Источник: Часть третья, глава 7
В итоге Обломов понимает, что между ним и Ольгой лежит глубокая пропасть: они совершенно разные люди по своему мироощущению, жизненным планам и целям.
«Я и то вынес горячку, когда увидел, какая бездна лежит между мною и ею, когда убедился, что я не стою её…»
Источник: Часть четвёртая, глава 2
Подробная характеристика Обломова.
Штольц
Штольц восхищается музыкальными способностями Ольги, её чудесным голосом.
«…прекрасно поёт Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя — вот голос, вот пение!»
Источник: Часть вторая, глава 4
«Любила она музыку, но пела чаще втихомолку, или Штольцу, или какой-нибудь пансионной подруге; а пела она, по словам Штольца, как ни одна певица не поёт».
Источник: Часть вторая, глава 5
В начале повествования Штольц относится к Ольге как к нежному, очаровательному, смышлёному ребенку.
«Да и сама она что за очаровательное дитя! Впрочем, может быть я пристрастно сужу: у меня к ней слабость…»
Источник: Часть вторая, глава 4
«Штольц тоже любовался ею бескорыстно, как чудесным созданием, с благоухающею свежестью ума и чувств. Она была в глазах его только прелестный, подающий большие надежды ребёнок».
Источник: Часть вторая, глава 5
Штольца привлекает в Ольге её бесхитростность, естественность, простота.
«Штольц, однако ж, говорил с ней охотнее и чаще, нежели с другими женщинами, потому что она, хотя бессознательно, но шла простым, природным путём жизни и по счастливой натуре, по здравому, не перехитрённому воспитанию не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки».
Источник: Часть вторая, глава 5
«Один Штольц говорил с ней без умолка и смешил её».
Источник: Часть вторая, глава 5
Штольц понимает, что безудержная жажда жизни Ольги, её деятельная натура не позволят ей состариться, утратить интерес к окружающему миру. Её душа будет всегда молода.
«Не бойся, — сказал он, — ты, кажется, не располагаешь состариться никогда!»
Источник: Часть четвёртая, глава 8
Подробная характеристика Штольца.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Ольги Ильинской вместе!
Биография
Ольга Сергеевна Ильинская — молодая дворянка, прекрасно воспитанная и образованная девушка, которой на момент повествования исполнилось двадцать лет.
Оставшись в раннем возрасте круглой сиротой, Ольга стала жить вместе с родной тётей, Марьей Михайловной. С ней у героини сложились тёплые, доверительные отношения. Тётка способствовала тому, чтобы Ольга смогла получить достойное её статуса воспитание и образование.
С юных лет Ольга была знакома с Андреем Штольцем, в котором видела верного друга и наставника. Штольц познакомил её с Обломовым, которого юная девушка, как ей казалось, сильно полюбила. Она смогла увидеть его голубиную душу, доброту. А те качества, которых не было в Обломове, она хотела в нём развить. Но она переоценила свои возможности. В итоге их отношения прервались.
Спустя время повзрослевшая Ольга поняла, в чём заключалась её ошибка. Она смогла осознать, что самым близким и родным для неё человеком является Андрей Штольц, за которого она в итоге вышла замуж. Семейная жизнь Ольги сложилась счастливо и гармонично.
Образ Ольги Ильинской
Ольга Сергеевна Ильинская — это сложная, глубокая, многогранная личность, которая привыкла находиться в непрестанном самосовершенствовании и развитии. Умная, тонкая девушка, получившая правильное воспитание, не способна кокетничать и лицемерить. Она привыкла мыслить и действовать прямо, сообразно со своими нравственными принципами. Именно поэтому Ольга не пользуется популярностью среди мужчин, которые боятся с ней заговорить.
Ольга — целеустремлённая, решительная девушка, которая непременно доведёт начатое до конца. Это человек действия, который не привык долго раздумывать и размышлять над тайнами бытия. Поставив перед собой цель, она непременно её добивается. Отношения с Обломовым становятся для неё своего рода вызовом: героиня пытается вернуть своему избраннику интерес к жизни, сделать его более активным, деятельным, но терпит поражение.
При всей своей внутренней силе Ольга остаётся нежной и ранимой, способной глубоко чувствовать. Внешняя красота удивительно гармонично переплетается с красотой душевной.
Полностью раскрыть свой потенциал Ольга смогла лишь в тандеме с Андреем Штольцем, который стал для неё идеальным партнёром, другом, учителем.
Вывод
В романе «Обломов» И. А. Гончаров вывел образ женщины, совершенно не типичной для XIX века. Гордая, независимая, сильная, честная Ольга Ильинская не имеет ничего общего со своими сверстницами, привыкшими кокетничать, сплетничать, лицемерить. Сущность этой героини во многом отражает её отношение к знаниям, просвещению: она непрестанно растёт, развивается, мир вокруг не перестаёт её удивлять и радовать.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать многогранность женщины как личности, которая может быть не только женой и матерью, но также верной подругой, равноправным партнёром.