В сказе Н. С. Лескова «Левша» одним из первых героев, с которыми знакомится читатель, является российский император Александр I. Будучи большим ценителем западной культуры, он пренебрежительно относится к России, её научному и культурному потенциалу. Характеристика Александра I необходима для контраста с образами его брата Николая I и донского казака Платова, которые искренне любили Россию и смогли доказать, что русские мастера являются самыми талантливыми и ни в чём не уступают заморским умельцам.
Цитатная характеристика
Описание образа Александра I с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Александра I основан на том, что он является российским императором. Полное имя правителя — Александр Павлович.
«…император Александр Павлович…»
Источник: Глава 1
Супругу Александра Павловича звали Елизавета Алексеевна.
«Императрица Елисавета Алексеевна посмотрела блохины верояции…»
Источник: Глава 4
Скончался император в городе Таганроге.
«…у Александра Павловича… пока он скончался в Таганроге…»
Источник: Глава 4
Внешность
Портретная характеристика Александра Павловича основана на том, что в начале произведения он был мужчиной в расцвете сил. В 1814 году (именно тогда состоялся Венский конгресс) ему было 37 лет.
«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться…»
Источник: Глава 1
Черты характера и поступки
Александр Павлович — человек мягкий, уравновешенный, который благодаря своим дипломатическим качествам способен легко выстраивать отношения с другими людьми.
«…везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми…»
Источник: Глава 1
У императора Александра мягкое, жалостливое сердце.
«А государь Платову грустно говорит:Источник: Глава 2
— Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поедем».
Император Александр — большой любитель новых впечатлений, которые он черпает из заграничных поездок.
«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны…»
Источник: Глава 1
Александр Павлович расположен ко всему заграничному и способен искренне удивляться и восхищаться достижениям мастеров других стран.
«…и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется…»
Источник: Глава 1
«Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо…»
Источник: Глава 2
После поездки в Англию и демонстрации танцующей блохи Александр I уверен, что англичане являются непревзойдёнными, самыми лучшими в мире мастерами.
«Аглицких же мастеров государь с честью отпустил и сказал им: «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»».
Источник: Глава 3
«…государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве…»
Источник: Глава 3
Император Александр очень доверяет Платову — донскому казаку, который повсюду его сопровождает. Государь прислушивается к мнению Платова по тому или иному вопросу.
«…при нем был донской казак Платов…»
Источник: Глава 1
«На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную».
Источник: Глава 2
«Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлен и на что смотрит; а тот идет глаза опустивши, как будто ничего не видит, — только из усов кольца вьет».
Источник: Глава 2
Император Александр пренебрежительно относится ко всему русскому, полагая, что соотечественники неспособны создать что-то по-настоящему выдающееся.
«…то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
Источник: Глава 1
«Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал».
Источник: Глава 2
Платов пытается объяснить императору, что англичане смогли достичь таких успехов благодаря подходящим условиям жизни и труда. Он советует царю улучшить жизнь русских мастеров, чтобы те смогли работать не хуже англичан, но Александр Павлович не хочет его слушать.
«Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного ученья нет. И представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия, и каждый человек у них себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл. Государь этого не хотел долго слушать, а Платов, видя это, не стал усиливаться».
Источник: Глава 3
Александр Павлович — щедрый человек. Он платит огромную сумму за танцующую стальную блоху англичанам.
«Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, — хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями».
Источник: Глава 3
Александр I не способен отстаивать собственные интересы. Когда англичане, получившие большую сумму за стальную блоху, предлагают императору за отдельную плату приобрести и специальный футляр для нее, он соглашается. Александру павловичу проще сделать, что от него просят, чем настоять на своём.
«Оставь, пожалуйста, это не твое дело — не порть мне политики. У них свой обычай».
Источник: Глава 3
Император Александр не любит решать военные вопросы, от которых у него портится настроение.
«…у государя от военных дел сделалась меланхолия…»
Источник: Глава 3
Александр Павлович — глубоко верующий человек.
«…он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота [«Поп Федот» не с ветра взят: император Александр Павлович перед своею кончиною в Таганроге исповедовался у священника Алексея Федотова-Чеховского, которой после того именовался «духовником его величества», и любил ставить всем на вид это совершенно случайное обстоятельство»].(Прим. автора.)
Источник: Глава 3
После кончины императора Александра Павловича стальная блоха по наследству переходит к его младшему брату Николаю, который занимает его место на царском престоле.
«Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге, отдав ее попу Федоту, чтобы сдал после, государыне, когда она успокоится. Императрица Елисавета Алексеевна посмотрела блохины верояции и усмехнулась, но заниматься ею не стала… Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил…»
Источник: Глава 4
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Александра I вместе!
Биография
Александр I Павлович — российский император, правивший государством с 1801 года вплоть до своей смерти в 1825 году.
В 1814 году, после Венского конгресса, император отправился в путешествие по Европе. В этой поездке его сопровождал верный казак Платов. Александр Павлович посетил Англию, где большое внимание уделил новинкам культуры, науки и техники.
В сказе Лескова говорится, что государя поразило изделие местных умельцев — крошечная стальная заводная блоха, которая могла танцевать. Будучи большим ценителем всего необычного, Александр Павлович заплатил за блоху миллион и отдельно оплатил её футляр из цельного бриллианта.
Скончался Александр I в 1825 году в Таганроге. Перед смертью он отдал английскую блоху своему духовнику, отцу Федоту, чтобы тот передал диковинку императрице. Однако Елизавета Алексеевна не заинтересовалась подобной безделицей, и в итоге стальная блоха перешла в наследство младшему брату Александра I, Николаю.
Образ Александра I
Образ Александра I весьма условен и с реально жившим императором имеет мало схожего. Автор намеренно наделяет героя чертами, которые вызывают у патриотично настроенного читателя отторжение.
Так, Александр Павлович является большим почитателем всего заграничного. Он искренне восхищается уровнем развития культуры и науки на западе, полагая, что Россия никогда не сможет достичь таких вершин.
При этом государь не намерен создавать подходящие условия для учебы, работы и развития отечественных умельцев. Подобные разговоры нагоняют на него скуку. Он уверен, что русские в принципе не способны конкурировать с заграничными мастерами.
Созданный Лесковым образ Александра I — это образ человека высокой культуры, деликатного, утончённого. Он прекрасный дипломат, способный идти на компромиссы. Но зачастую за его дипломатичностью скрывается слабохарактерность и откровенная трусость, неспособность отстаивать собственную точку зрения.
Вывод
В сказе Н. С. Лескова «Левша» русский император Александр Павлович предстаёт слабым, безвольным человеком, не верящим в собственную страну, людей. Отношение автора к этому персонажу однозначно: подобные правители не заслуживают народного уважения, поскольку неспособны сделать для отчизны ничего полезного.
Александр I является больше отрицательным персонажем. В этом и заключается роль героя — показать всю никчёмность людей, не любящих свою родину. Цитатная характеристика Александра I позволит лучше подготовиться к уроку литературы в 6 классе, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение.