«Телеграмма» главные герои

«Телеграмма» главные герои

В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои, родные люди, живут далеко друг от друга. Описание старого, ветхого дома Катерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния — пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

Одинокая старушка, доживающая жизнь в ветхом доме. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Катерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около трёх лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой приехать. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Старушка доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

Настя

Дочь Катерины Петровны.

Живёт в Ленинграде, работает в Союзе художников. Ей некогда навещать мать: она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. С трудом организовав выставку странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.

Тихон

Сторож, сосед Катерины Петровны.

Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходит к Катерине Петровне — занимается хозяйством, рубит дрова, говорит с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Катерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти — дочери старушки — о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Катерина Петровна, благодарит его за доброту. Она всё понимает.

Манюшка

Соседская девочка.

Она приносит Катерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Катерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.

Второстепенные персонажи

Тимофеев

Скульптор, которому помогла Настя.

Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.

В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграммы” — одиночество, самое страшное, что может быть — одинокая старость. Написанный сразу после войны рассказ Паустовского “Телеграмма” стал одним из самых известных произведений того времени.

Предыдущая
СочиненияТема повести «Тарас Бульба»
Следующая
СочиненияТема мести в литературе
Спринт-Олимпик.ру