Главной героиней повести А. С.Пушкина «Станционный смотритель» является Дуня — единственная дочь станционного смотрителя Самсона Вырина. Легкомысленная и наивная, она сбегает из отчего дома, позабыв своего одинокого отца, что в итоге приводит к страшной трагедии. Характеристика Дуни имеет большое значение, поскольку позволяет в полной мере раскрыть авторский замысел. Одним из самых страшных проступков является предательство близкого человека, и порой исправить содеянное бывает слишком поздно.
Цитатная характеристика
Описание образа Дуни Выриной с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героини, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Дуни основан на том, что она является единственной дочерью станционного смотрителя Самсона Вырина, который в одиночку воспитывает её после смерти супруги.
«…вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати, и побежала в сени… “Это твоя дочка?” — спросил я смотрителя. “Дочка-с”, — отвечал он…»
Полное имя девушки — Авдотья Самсоновна Вырина.
«Здесь стоит Авдотья Самсоновна?»
Мать Дуни умерла, и Вырин в одиночку воспитывает свою дочь.
«…такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».
Отец Дуни — бедный человек. Однако благодаря стараниям хозяйственной Дуни их скромное жильё выглядит очень опрятно.
«…я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель».
«Бедняк занемог сильной горячкою…»
Дуня вместе с отцом живёт на станции, расположенной в глубинке России — в деревне Н., неподалеку от города С***.
«…взял вольных лошадей и пустился в село Н…»
«Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика».
«…смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца…»
Дуня — смысл жизни старика Вырина, который всё делал для благополучия своей единственной дочери.
«А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?»
Дуня круто меняет свою жизнь, когда сбегает от отца со столичным гусаром.
«Дуня с той станции отправилась далее с гусаром…»
«…всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте…»
Дуня живёт в центре Петербурга, в роскошной квартире, которую ей снимает Минский на втором этаже трёхэтажного особняка.
«…вечером, шел он по Литейной, отслужив молебен у Всех Скорбящих… Дрожки остановились перед трехэтажным домом, у самого подъезда…»
«”Да вот что: барин твой приказал мне отнести к его Дуне записочку, а я и позабудь, где Дуня-то его живет”. — “Да вот здесь, во втором этаже. Опоздал ты, брат, с твоей запиской; теперь уж он сам у нее”».
«В комнате прекрасно убранной…»
Дуня живёт как настоящая барыня. У нее есть личная прислуга.
«”Здесь стоит Авдотья Самсоновна?” — спросил он. “Здесь, — отвечала молодая служанка, — зачем тебе ее надобно?”»
Минский не живёт вместе с Дуней, а лишь навещает её как любовницу.
«…у Авдотьи Самсоновны гости».
Будучи содержанкой Минского, Дуня становится богатой женщиной. У неё появляется собственный экипаж с шестёркой лошадей.
«…ехала она в карете в шесть лошадей…»
Плодом любви Минского и Дуни становятся трое детей.
«…с тремя маленькими барчатами и с кормилицей…»
Внешность
В начале произведения Дуня предстаёт 14-летней девочкой.
«…вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати…»
«Дуня по ветрености молодых лет…»
Портретная характеристика Дуни основана на её яркой красоте, которая никого не оставляет равнодушным.
«Красота ее меня поразила…»
«Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он по неволе ею любовался…»
У Дуни прекрасные голубые глаза.
«…она потупила большие голубые глаза…»
Живя в столице на правах любовницы офицера Минского, Дуня преображается: она носит изысканную модную одежду и по внешнему виду ничем не отличается от барыни.
«Дуня, одетая со всею роскошью моды…»
Дуня становится матерью троих детей Минского. Её жизнь налажена, она живет в богатстве и комфорте.
«Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка; — ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською…»
Черты характера и поступки
Дуня с детства отличается умом и бойким характером.
«…да такая разумная, такая проворная…»
Дуня — отличная хозяйка, которая в идеальном порядке содержит дом.
«Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала».
Дуня — большая рукодельница и сама шьёт себе платья.
«…а дочь его за перегородкой шила себе платье…»
«…села с своим шитьем у его кровати».
Дуня прекрасно знает силу своей красоты и умело этим пользуется.
«Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза…»
Дуня — смелая и открытая девушка, которая ведёт себя очень уверенно в обществе незнакомых людей.
«…я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет».
Так же, как и её отец, Дуня отличается общительным и дружелюбным нравом.
«Я предложил отцу ее стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы».
В силу своего возраста Дуня — легкомысленная девушка, которая не задумывается о последствиях своих поступков.
«В сенях я остановился и просил у ней позволения ее поцеловать; Дуня согласилась…»
«Дуня по ветрености молодых лет…»
Дуня способна в равной степени очаровывать и мужчин, и женщин. Она никого не оставляет равнодушным.
«Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только, чтоб на нее подолее поглядеть».
Благодаря своему природному обаянию Дуня с лёгкостью усмиряет даже самых буйных посетителей и тем самым облегчает отцу жизнь.
«Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались».
«При сем известии путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие. Гнев проезжего прошел; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин».
Дуня любит Минского и счастлива с ним.
«…не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось…»
«Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы…»
Устраивая личную жизнь, Дуня совсем забывает об отце и в течение нескольких лет не даёт о себе знать.
«”Вот уже третий год, — заключил он, — как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает”».
Дуня приезжает к отцу лишь спустя много лет вместе с детьми, но слишком поздно — к тому времени старый смотритель умер от тоски и пьянства.
«Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу».
«…как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: “Сидите смирно, а я схожу на кладбище”».
Извести о смерти отца потрясает Дуню. Она понимает, насколько жестокой была по отношению к нему, но исправить уже ничего не может.
«— Вот могила старого смотрителя…
— И барыня приходила сюда? — спросил я.
— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала…».
Воспитание
Дуня воспитана отцом так, что чувствует себя свободно и уверенно в любом обществе.
«…я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет».
Характеристика Дуни другими героями
Автор
Красота Дуни поражает даже рассказчика, который немало повидал на своем веку.
«При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати, и побежала в сени. Красота ее меня поразила».
Рассказчик замечает, что Дуня — кокетка и прекрасно знает силу своей красоты.
«Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза…»
Рассказчик отмечает уверенность Дуни в общении с незнакомыми людьми.
«…я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет…»
Дуня — легкомысленная девушка, которая позволяет рассказчику поцеловать себя.
«В сенях я остановился и просил у ней позволения ее поцеловать; Дуня согласилась… Много могу я насчитать поцелуев… но ни один не оставил во мне столь долгого, столь приятного воспоминания».
Самсон Вырин
Вырин восхищается своей дочерью и считает, что она полностью похожа на его покойную супругу.
«…такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».
Для Вырина Дуня была не просто дочкой, а настоящим другом и помощником. Девушка следит за порядком в доме и всегда помогает отцу справиться с недовольными путешественниками.
«Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только, чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала».
Дуня для Самсона Вырина является смыслом жизни. Он делает всё, чтобы дать дочери достойную жизнь.
«А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?»
Вырин считает побег Дуни глупым, опрометчивым поступком. Он прекрасно понимает, к чему приводят такие романтические побеги с возлюбленным. Мысль о том, что Дуня может оказаться выброшенной на улицу угнетает Вырина.
«Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…»
После побега Дуни старик Вырин живёт в одиночестве и уже несколько лет ничего не знает о судьбе дочери. Жестокость и равнодушие Дуни удручают его.
««Вот уже третий год, — заключил он, — как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает».
Подробная характеристика Самсона Вырина.
Минский
Минский считает, что Дуня создана для лучшей жизни и уже не сможет жить в деревне с отцом.
«…не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось…»
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Дуни вместе!
Биография
Авдотья Самсоновна Вырина — единственная дочь станционного смотрителя Самсона Вырина. После смерти матери она живёт вместе с отцом на почтовой станции в небольшой деревушке Н. в глубинке России.
В начале произведения Дуня предстаёт 14-летней девочкой, чья красота никого не оставляет равнодушным. Она нравится всем без исключения: мужчинам и женщинам, богатым и бедным проезжающим. Дуня умело пользуется своей красотой и обаянием, помогая отцу в его нелёгкой работе.
Дуня — хозяйственная девушка, на которой держится весь дом. Она успевает и убрать, и еду приготовить, и заняться рукоделием. В этом она очень похожа на свою покойницу-мать.
Когда Дуня становится чуть старше, она сбегает из отчего дома с проезжим столичным офицером Минским. В Петербурге Минский снимает ей прекрасно убранную квартиру в одном из особняков. Дуня ведёт совершенно иной образ жизни: она носит модную одежду, у неё появляется собственная прислуга. Девушка становится содержанкой Минского, которую тот обещает не бросать и сделать счастливой.
Неожиданное появление отца в доме вызывает у Дуни обморок. Однако девушка не собирается возвращаться в отчий дом. Более того — она не объясняется с отцом, не просит прощения, не даёт о себе знать в течение нескольких лет.
Лишь когда Дуня становится матерью троих детей, она приезжает навестить отца. Однако слишком поздно — Вырин к тому времени умирает от горя и пьянства.
Образ Дуни
В повести «Станционный смотритель» Дуня предстает очень красивой, обаятельной девушкой, с нежным и любящим сердцем. Она с детства привыкла к труду и во всём помогает своему отцу. Дуня — проворная, шустрая хозяйка, которая успевает и убрать, и приготовить, и встретить проезжающих гостей. На Дуне держится всё хозяйство, у неё нет помощниц.
В силу бедности Дуня не смогла получить достойного воспитания и образования, однако от природы она наделена умом, прозорливостью и смелостью. Девушка смело и открыто заводит разговор с незнакомцами, умело поддерживает беседу, ведёт себя с гостями уверенно и доброжелательно. Рассказчик даже сравнивает Дуню с барышнями из высшего света — настолько легко и непринуждённо она может вести себя в обществе.
Дуня — большая кокетка и прекрасно осознает всю силу своей красоты и обаяния. Она флиртует с проезжающими мужчинами и без тени сомнений позволяет рассказчику поцеловать себя. Тем временем Самсон Вырин идеализирует свою дочь, не замечая такого поведения.
Итогом легкомыслия Дуни, её желания изменить свою жизнь к лучшему становится побег с гусаром Минским. Столичный блеск, роскошь нарядов, страстная любовь Минского ослепляют Дуню настолько, что она даже отказывается увидеть убитого горем отца, поговорить с ним, попросить прощения за свой проступок. Это подтверждают и слова Минского, сказавшего, что Дуня «отвыкла от прежнего своего состояния».
Однако Дуню нельзя назвать бесчувственной меркантильной эгоисткой. Всё это время мысль об оставленном отце не даёт ей покоя, продолжает терзать её. Дуня не может в полной мере наслаждаться своим счастьем, понимая, что дурно обошлась с отцом.
Лишь по прошествии нескольких лет, когда Дуня из бедной мещаночки превращается в богатую и уверенную в себе барыню, она с детьми решается приехать к отцу. Возможно, она хотела убедить его в том, что страшные ожидания не оправдались и её жизнь сложилась наилучшим образом.
Однако Дуне не суждено вымолить прощение у брошенного отца — он умер, так и не дождавшись своей дочери, а Дуне только и остаётся, что безутешно рыдать над отцовской могилой. Теперь с этой болью ей предстоит прожить всю жизнь.
Вывод
Дуня является главной героиней повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Отношение автора к ней весьма неоднозначно: с одной стороны, он восхищается её обаянием, хозяйственностью, добротой, с другой — порицает за ветреность и легкомыслие, жестокость по отношению к отцу.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать извечную проблему отцов и детей. Дети стремятся поскорее покинуть отчий дом, забывая о родительской любви и заботе, и лишь спустя время понимают, насколько дороги им родители. К сожалению, иногда просить прощение бывает слишком поздно. Характеристика Дуни позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение.