Откуда появляются в людях доброта и жестокость, с какого возраста человек обретает эти качества, можно ли измениться в течение жизни? Множество вопросов поднимает автор рассказа «Юшка». «Доброта и жестокость (Юшка)» – основные нравственные темы произведения.
В повести много жестокости и бездушности, но больше всего пугает детская злоба. Игра превращалась в гонение бедного больного мужчины. Детей удивляет, что Юшка ведет себя не так, как другие взрослые. Не ругается, не бьет чем попала, не гоняется за ребятами, чтобы наказать их. Автор рассказывает об ощущениях детей: они проверяли, живой ли Юшка. Доброта и жестокость живут по соседству. Для детей действует закон: «…пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете…». Мужчина был исключением из правила, которое не устраивало подростков. Они причиняли боль, на которую Юшка отвечал спокойно и смиренно: «…Вы, должно быть, любите меня!». Где в жестокости любовь? Как заметить эту грань между двумя противоположными качествами? Терзать, чтобы любить – убеждение доброго человека ставит в тупик. Рассуждение пьяных и злых взрослых реальны и понятны. Они ищут виноватых в своей судьбе среди тех, кто слабее. Становятся еще более озлобленными, жестокость превращает человека в животного. Взрослые, не дождавшись ответа, бьют, прячась от своего горя за кулаками.
Доброта
В рассказе Платонова доброта не пользуется у людей уважением. Они ценят грубость, умение постоять за себя. Слабость, беспомощность, скромность – вот синонимы важного качества в этом произведении. Герой «Юшки», обладающий добротой, удивляет своим философским складом характера. Никакие унижения не вызывают гнев в его сердце. Душа мужчины крепка верой в людей. Он простодушен и мил: «Сердце в людях бывает слепое», так объясняет он жестокость земляков. Судьба доброго Юшки трагична. Страшно нелепа и неожиданна смерть. Не понравилось прохожему, что заговорил вдруг молчаливый «мужичок». Кто позволил ему стать мудрым и рассуждать? Он «с силой злобы толкнул» в грудь и спокойно ушел пить чай, даже не задумался о причиненной встречному боли, как будто выполнил свое грязное дело.
Столяр попросил прощения у Юшки за всех людей. Но это было посмертное извинение. В словах столяра сквозит неподдельная доброта и горечь: «…кто тебе судья!». Рабочий понимает, что чистое сердце Юшки нельзя считать браком. С телом прощались все, кто «…мучил его при жизни…». Доброта умирает вместе с Юшкой, а злоба обретает все большую силу.
Автор не позволяет закончиться рассказу на такой тяжелой ноте. Не должно зло стать главенствующим качеством. Девушка с грустными серыми глазами продолжила дело приемного отца. Она осталась там, где издевались над Ефимом, и стала уменьшать страдания обездоленных. Ее считали «дочерью доброго Юшки», и никто не пытался опровергать это родство.