Главными персонажами рассказа А. П. Чехова являются два родных брата. Один рассказывает историю жизни другого. Николай Иванович Чимша-Гималайский всю жизнь мечтает о собственном имении и кусте крыжовника. Реальная мечта, описанная в тексте, вызывает множество вопросов, ставит в тупик и пугает своей безнадежностью.
Денег не хватает, тогда уже 40-летний мужчина находит другой способ. Он женится. Доброта уже не является частью его характера. Это тиран и деспот, лишающий жену еды и привычных жизненных правил. Супруга не выдерживает и умирает. Автору не приходится посвящать ей большое количество строк. Несколько фраз – и все становится понятно. Мужчина использовал женщину для своей цели и выбросил как ненужный предмет. Нет огорчения или чувства вины, есть только цель, к которой идет постепенно разлагающийся чиновник. Рассказчик пытается смягчить впечатление. Он называет брата чудаком, но сложно согласиться с ним в этом. Вдовец не чудак, он страшен, глуповат и напоминает грубое грязное животное – свинью.
Настоящий помещик
Брат сразу замечает изменения Николая Ивановича. Он пытается описать счастливого человека, но у него это выходит плохо. За каждой фразой встает философская проблема, безнравственность и бездушие. Заветная мечта достигнута, стремиться больше не к чему. Такая позиция пугает, приводит в тупик. Мечта должна завершаться новым желанием, а не приводить к опустошению человека. Чехов приводит в тексте строчки из стихов А. С. Пушкина: «…тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Кажется, что автор ищет поддержку у великого классика. Обман возвышает, но где это в рассказе «Крыжовник». Здесь все идет на снижение образа, хотя у помещика появляются собственные суждения, самомнение и уверенность, что он настоящий потомственный дворянин, которого любит народ. Полведра водки для прислуги – и уважение уже в кармане. За каждым своим поступком помещик видит добрые дела. Николай Иванович из кроткого чиновника преображается в министра, с высказываниями которого нельзя спорить.
Читателя пытаются натолкнуть на мысль, которая ужасает. Чимша-Гималайский не одинок. Таких, как он, очень много. Они не видит ничего и никого вокруг себя. Все в их жизни благополучно и безмятежно. Они горды тем, что смогли добиться своих целей. Нет смысла разбирать, какими путями, главное – итог. Брат дает этому результату название – «общий гипноз». В определении подсказка для читателя – счастье не истинно. Оно иллюзорно, не вечно и не реально. Судьба сыграет со счастливыми, как Николай Иванович, злую шутку, «…рано или поздно покажет…свои когти». Рядом с такими людьми не будет близких и друзей. Никто не услышит их жалоб, не протянет руку помощи, потому что они не заслужили доброго отношения.
Характер людей меняется в течение жизни, человек развивается и становится умнее, опытнее, мудрее. Но бывает и другое развитие. Тогда человек деградирует, опускается, теряет свои природные черты.