Лев Николаевич Толстой в своем произведении «Война и мир» показал, как меняется мировоззрение Андрея Болконского, главного героя романа-эпопеи. Для полного раскрытия образа важен эпизод «Болконский и дуб».
Князь Андрей видел перед собой огромный, в два обхвата дуб. Однако суки и кора его были обломаны, потому что дерево было довольно старым. На коре были «старые болячки».
Дуб в романе олицетворяется: как человек, дерево имеет пальцы и руки, которые были «огромными», «неуклюже, несимметрично растопыренными», «корявыми».
Дуб стоял на краю дороги, что подчеркивает его одиночество. Он один был «старым, сердитым и презрительным уродом» среди «улыбающихся» берез. Несмотря на то что под дубом были цветы и трава, он все равно стоял «хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно». Только дуб, который видел Андрей Болконский, не хотел «подчиняться обаянию весны». Он не видел ни эту весну, ни солнце. Дуб будто бы говорил, что все это – «глупый бессмысленный обман» и что он не верит этим надеждам и обманам.
Однако при следующей встрече князя Андрея с этим же дубом он был без корявых пальцев и без болячек. Наоборот, через кору пробивались «сочные, молодые листья». В нем не было видно «старого горя и недоверия».
Психологический параллелизм
Дуб в романе «Война и мир» является символом. Л. Н. Толстой с помощью этого образа передал внутренние переживания Андрея Болконского, его состояние на определенный момент. Сравнивая героя с природой, писатель показал то, что чувствовал и переживал персонаж.
Данный эпизод является лирическим отступлением, позволяющим остановить действие в романе. Для Л. Н. Толстого было важным показать те переживания, которые испытывал князь Андрей в момент душевного кризиса. Разговор с дубом помогает читателю облегчить восприятие того, что происходит в душе Андрея Болконского.
Именно судьба старого дуба сравнима с жизнью Андрея Болконского. Жизнь для него кончена – так думал главный герой. Для него «весна, и любовь, и счастье» – «глупый и бессмысленный обман».
Душа героя была, как кора дерева, покрыта «старыми болячками».
Жизнь князя Андрея не сулила ему счастья. Поэтому он приходит к «успокоительному и безнадежному» выводу: «Пускай молодые вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!». Центральный персонаж понимает, что он обязан быть похожим на дуб: он «должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
Однако Л. Н. Толстой показал, что герой был неправ в своих убеждениях, что жизнь его продолжается, несмотря на все трудности и жизненные невзгоды. Писатель, как и при первой встрече с дубом, показывает состояние князя Андрея через его описание: он «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени». Андрей Болконский, как дуб, раскрывает себя для радостной и счастливой жизни. Он осознает, что жизнь его не кончена.
Анализ двух противоположных описаний дуба важен для понимания состояния центрального персонажа в разные периоды жизни.