Произведения Чехова, одного из самых известных русских писателей, входят в программу по литературе во всех классах средней школы. Его рассказы, повести, пьесы переведены более чем на сто языков и ставятся на сценах театров всего мира уже более ста лет. Анализ рассказа А.П. Чехова “Анна на шее” включает в себя обзор тематики, проблематики, структуры, особенностей жанра и художественных средств выразительности, которые использовал автор в этом произведении.
История создания
Сохранились записи писателя, в которых он разработал сюжетную линию будущего рассказа. В нём говорилось, что молоденькая гимназистка выходит за толстого некрасивого старика, чтобы спасти себя и своих братьев от нищеты.
Муж оказывается скупым, попрекает её, не даёт денег. Желая занять более почётное место в обществе, он ведёт жену на бал, где она становится центром внимания, имеет головокружительный успех. Понимая свою выигрышную позицию, Анна называет мужа болваном, изменяет, тратит его деньги.
Окончательный вариант рассказа отличается некоторыми деталями, но в целом сюжет соответствует первоначальной задумке автора. В октябре 1895 года Антон Павлович отправил текст рассказа в редакцию “Русских ведомостей”, 22 октября произведение было опубликовано. Углубив образ главной героини, придав сатирические черты образам Модеста Алексеевича и “его сиятельства”, автор включил рассказ “Анна на шее” в 9 том собрания сочинений 1899–1901 годов.
Тема
В рассказе Чехов затрагивает важные темы, касающиеся человеческого бытия: богатство и бедность, нравственность и духовное падение, смысл жизни, обывательщина. Основная проблема произведения – социальное неравенство и его влияние на жизнь (как меняются мировоззрение и личность человека в обществе, построенном на власти денег).
Жизнь Анны и мужа показывается параллельно, они не пересекаются. Это чужие друг другу люди, добившиеся того, о чем мечтали, но потерявшие что-то очень важное. Анна обрела богатство, положение в обществе и от этого – ощущение счастья, но её душа очерствела, она забыла о братьях и отце, отчаянно нуждающихся в помощи. Модест Алексеич получил желаемые чины и награды, но потерял уважение супруги и стал её “прислугой”.
Смысл названия произведения в том, что вместе с желаемой наградой (орденом Святой Анны, который носили на шее) главный герой получил ещё одну Анну – жену-распутницу, неблагодарную, своенравную, которая тоже оказалась “на его шее”.
Композиция
Композиция двуплановая: рассказ разделён на две главы. Первая повествует о жизни Анны до выхода в свет. Вторая – о кардинально изменившейся ситуации, которая перевернула весь уклад семьи после первого бала, оглушительного успеха молодой супруги Модеста Алексеича. Всё повествование построено на ярчайшей антитезе, на “до” и “после”.
Кольцевую оформленность композиции придаёт лейтмотив из бедной прошлой жизни главной героини: “не надо, папочка” – звучит из уст детей овдовевшего старого учителя, в конце рассказа эти слова повторяют два брата Анны. Она становится частью нового мира, забывает о бедности и нужде самых близких людей.
Жанр
Анализ рассказа “Анна на шее” предполагает рассмотрение особенности жанра малой прозаической формы, свойственной прозе А.П. Чехова. Автор любит лаконизм во всем, не всегда добавляет развязку, для него характерно оставлять читателя в раздумье – чем закончится произведение (как правило, итог очевиден).
Сатирические образы, за которыми стоит трагический смысл, – эта особенность Чехова как прозаика и драматурга проявилась и в этом рассказе. Таким образом, “Анна на шее” – лирико-драматический рассказ, или новелла, что подтверждается краткостью, резкой сменой событий, неожиданным перевоплощением главной героини.
Предыдущая