Из рассказа М. Горького «Челкаш» читатель узнаёт «о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми». Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами, в нём поднимается тема свободы и независимости. Произведение основано на антитезе: в центре сюжета — вор-контрабандист и его товарищ, простой деревенский парень. Изучают рассказ в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.
История создания
История создания произведения «Челкаш» берёт начало в 1891 году, когда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В.Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».
Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, М. Горького высоко оценили в литературных кругах.
Тема
В произведении отразились мотивы, достаточно распространённые в литературе, однако автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.
В центре произведения – тема человеческой судьбы, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики – моральные ценности. Система образов неразветвлённая, поэтому внимание читателя сконцентрировано на двух героях – Челкаше и Гавриле.
Начинается рассказ картиной утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для понимания идеи.
В такой обстановке знакомимся с Гришкой Челкашом – пьяницей и вором. Его фамилией назван рассказ: автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дело и ищет помощника. Герой замечает крестьянина, знакомится с ним, узнаёт, что Гаврила – так зовут крестьянина – хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, завести хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.
Гаврила сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус лёгких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврила – раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем его подельник. Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня.
Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, служил гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень герой любит свободу.
Понаблюдав за Челкашом и Гаврилой, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты. Внутренний – сомнения вора и крестьянина, внешний – столкновение героев с разными жизненными ценностями.
Идея произведения – показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых ситуаций.
Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.
Композиция
Формально рассказ состоит из трёх глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция – утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка – поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий – попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация – ссора между ворами; развязка – Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется авторская идея.
Особенность композиции произведения «Челкаш» – рамочная (обрамление): рассказ начинается и заканчивается картиной моря – свободной стихии, которая сродни главному герою.
Жанр
Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объём, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Литературное направление, к которому можно отнести рассказ «Челкаш», – реализм, есть элементы романтизма.
Предыдущая