Наша статья содержит подробный анализ главы “Максим Максимыч” из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. По хронологии это заключительная глава произведения, в ней главный герой опустошён предчувствием скорой смерти: усталость от жизни достигла своего пика, неприкаянный молодой человек подсознательно стремится навстречу смерти. В главе показано отношение Печорина к своим друзьям: хоть он в душе и умел сострадать, испытывал чувство вины, внешне он надевал «маску» равнодушия и отчуждения.
Но Печорин проявил равнодушие – он холодно и отрешённо поздоровался с бывшим сослуживцем, уделил ему совсем немного времени и уехал. Дневник, который Максим Максимыч бережно хранил все годы, Печорин забирать отказался: ему не были дороги воспоминания тех дней. Он старался забыть те события, когда по его вине погибли невинные люди, видимо, совесть всё же мучила героя. Ворошить прошлое, вспоминать о своих ошибках, ещё раз переживать далёкие трагические события Печорин не желал.
Реакция Максима Максимыча
Уже немолодой сослуживец Печорина заслуженно считает их дружбу частью своей жизни, он любил молодого человека, как сына. Холодный приём Григория настолько расстроил старого офицера, что тот не удержал слёз:” Да, – сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, – конечно, мы были приятели, – ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…”. Максим Максимыч – живое напоминание о той роковой ошибке, которую когда-то сделал Печорин: смерть Бэлы, её отца, месть Казбича.
Именно поэтому Печорин постарался поскорее расстаться с Максимом Максимычем. Старик не понял истинной причины спешки Григория Александровича, он списал его поведение на тот факт, что Печорин после посещения Петербурга стал надменным и гордым “франтом”. В этот момент старик сказал важную фразу: “А, право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!.. Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..”. Эти слова, сорвавшиеся с языка всегда добродушного, сердечного человека, говорят о том, как сильно обидел его старый товарищ. Они стали пророческими в судьбе главного героя: он действительно погиб в Персии.
Печорин глазами автора
В этой главе автор уделяет особое внимание внешнему образу персонажа. Только в конце повествования мы узнаём о внешности Печорина, его манерах, впечатлении, которое он производил на людей. Печорин имел аристократическую внешность, в нём чувствовалась “порода”, “воспитание”. Он был щёголем, но скорее не из-за желания помодничать, а благодаря привычке иметь всё лучшее, быть аккуратным, ухоженным.
О многом говорил взгляд персонажа: когда он улыбался, глаза оставались безучастными. Это говорит о том, что Печорин – либо злой, скрытный человек, либо – это отпечаток грусти, безграничной тоски, боли. Какой-то надлом был в его осанке, в том, как герой сидел, двигался, говорил. Безучастность и безразличие, отсутствие жажды жизни – всё это читалось в образе Печорина. Он понимал, что его путь подходит к концу и торопил события, чувствуя развязку.