Составление плана лирического анализа стихотворения является важной задачей школьника на уроках литературы. Он помогает понять, что именно хотел выразить автор в своем произведении, какие идеи он хотел донести до читателя.
Также план помогает вычленить самую главную информацию о произведении, которая необходима при описании и пересказе изученного материала.
Перед началом составления плана стихотворение должно быть прочитано и понято учеником, если встречаются какие-либо незнакомые слова, их значение следует посмотреть в словаре.
План анализа стихотворения
План анализа лирического текста составляется в следующем порядке:
- Инициалы автора и название стихотворения. В этом абзаце должен присутствовать историко биографический материал: краткая биография автора, что привело его к написанию данного произведения. Важно указать какое место в творчестве поэта занимает это лирическое произведение.
- Жанр произведения (чаще всего лирическое стихотворение), а также основная идея и тематика.
- Сюжет и композиция.
В большинстве стихотворениях сюжет отсутствует, так как они относятся к жанру лирики, а не к повествованию.
- Образ лирического героя
Лирический герой не является автором, а автор не является лирическим героем. Мнение автора может совпадать или не совпадать с мнением лирического героя.
- Художественные средства выразительности. Важным компонентом целостного анализа является наличие художественно-выразительных средств. Благодаря им раскрывается художественный мир, который рисует автор, становится видна глубина произведения. К художественным средствам выразительности относятся: эпитет, метафора, антитеза, синекдоха, литота, гипербола, оксюморон и многие другие.
- Рифма, ритм, стихотворный размер. Рифма может быть смежной, перекрестной или кольцевой. Стихотворные размеры можно разделить на две группы: двухсложный (ямб, хорей) и трехсложный (анапест, дактиль, амфибрахий).
- Собственное мнение. В конце анализа необходимо сделать вывод и выразить собственное мнение о прочитанном. Важно сказать понравилось ли стихотворение или нет, и почему? Все доводы должны быть аргументированы.
Что мы узнали?
В данной статье приведен план анализа стихотворения, его особенности и характеристики. Здесь приводятся пояснения с какой целью используют план после прочтения стихотворения на уроках литературы. Также перечисляются пункты, которые должен содержать в себе любой план (например, информация об авторе, художественно-выразительные средства, вывод).