Роман Чернышевского «Что делать»: краткое описание и основная суть произведения

«Что делать» — роман, написанный Николаем Гавриловичем Чернышевским в 1863 году, который стал одним из самых значимых и влиятельных произведений своего времени. Роман рассказывает о жизни главного героя, бунтовщика и революционера Рахметова, который осознавает несправедливость социального устройства общества и стремится изменить его.

В центре романа находится идея создания новой общественной системы, основанной на равенстве и гармонии. Чернышевский через героя Рахметова показывает свою веру в прогресс и развитие человечества. Рахметов пытается активно влиять на общество, проводя агитационную работу среди народа и старается вдохновить людей на осознанное изменение своей жизни.

В процессе своей деятельности Рахметов сталкивается с различными преградами и трудностями, но несмотря на все препятствия, он не теряет надежды и продолжает бороться за свои убеждения. В романе Чернышевский высказывает идеи о равенстве полов, самовоспитании, свободе воли и о методах достижения высоких целей.

«Что делать» стал не только культовым произведением, но и вдохновил многих людей на действие, оказав влияние на различные движения и революционные идеи. Роман Чернышевского стал первым шагом к изменению общества и вызвал огромный отклик у современников автора.

Что делать? очень краткое содержание романа Чернышевского

Роман «Что делать?» Чернышевского был опубликован в 1863 году и стал одним из наиболее известных произведений русской литературы. Роман рассказывает о жизни и судьбе главной героини Веры Павловны, молодой и образованной женщины, которая сталкивается с проблемами и вызовами своего времени.

Главная идея романа заключается в представлении Чернышевским своего общественного идеала – рационального и гармоничного общества, основанного на принципах равенства, коллективизма и социальной справедливости. Автор представляет свое видение этого идеала через главную героиню, Веру Павловну.

Вера Павловна является символом новой женщины, которая стремится к саморазвитию, развитию своего ума и духа. Она избегает традиционной жизни семьи и брака, считая их узкими и ограничивающими ее возможности. Вера Павловна вместо этого решает полностью посвятить себя благу общества и становится активной участницей революционного движения.

Одним из главных тематических разделов романа является просветительство и образование. Чернышевский придает большое значение развитию интеллекта и образования Веры Павловны, которые она использует как средство для достижения своих целей и улучшения общества в целом. Вере Павловне удается организовать женскую общину, где девушки могут обучаться и развиваться вместе.

В целом, роман «Что делать?» Чернышевского является социальным романом, который исследует проблемы и вызовы своего времени и предлагает альтернативные идеи и решения. Чернышевский представляет свое видение идеального общества через главного героя и читателю оставляет вопрос: «Что делать?».

Цель и идеалы

В романе «Что делать» Николай Чернышевский излагает свою цель и идеалы, которые близки к идеям русского революционного движения. Основной целью автора является создание нового общества, которое основывается на принципах равенства и социальной справедливости.

Идеалы, выраженные в романе, подразумевают активное участие каждого члена общества в труде и социальной жизни. Чернышевский призывает людей преодолеть свой эгоизм и страх перед переменами, чтобы работать во благо всего общества.

Автор раскрывает образ нового человека, который является сочетанием интеллектуальных и моральных качеств. Он должен быть образцом для других и стремиться к саморазвитию и самореализации. Новый человек должен быть проактивным и ответственным гражданином, который полностью предан идеалам общественного блага.

  • Равенство — Чернышевский призывает к преодолению разделения на классы и созданию общества, где все люди равны перед законом и имеют равные возможности для развития.
  • Свобода — автор осуждает деспотические правления и выступает за гарантированное свободное выражение мнений, свободу говорить и действовать в соответствии со своими убеждениями.
  • Справедливость — для Чернышевского справедливое общество является главным аспектом нового порядка, где каждый получает то, чего заслуживает, и где нет места коррупции и привилегиям только для некоторых.

Итак, в романе «Что делать» Чернышевский выражает свою цель создания нового общества, основанного на принципах равенства, свободы и справедливости. Автор призывает читателей преодолеть свои личные интересы и стать активными участниками изменений, необходимых для достижения идеалов общественного блага.

Описание главного персонажа

Главным персонажем в романе «Что делать?» является Вервель, девушка с необычным именем и сильным характером. Она проявляет себя как активная и энергичная личность, которая стремится к полной самореализации.

Вервель характеризуется своей интеллектуальностью и жаждой образования. Она всегда готова изучать новые науки и расширять свои границы знаний. Она активно участвует в дискуссиях и спорах, выражает свои мысли ясно и логично.

Главная героиня также проявляет большой интерес к общественной политике и идеям социализма. Она видит в этом пути улучшения жизни людей и борется за равенство и справедливость.

Вервель — самостоятельная и независимая женщина, которая не ищет защиты у мужчин. Она стремится к своей финансовой независимости и хочет стать полноценным членом общества.

Главная героиня романа «Что делать?» применяет все свои силы и таланты, чтобы добиться своих целей. Она уверена в себе и своих способностях, и готова преодолеть все трудности на своем пути.

ОписаниеХарактеристика
ИмяВервель
ХарактерУмная, энергичная, самостоятельная
ИнтересыОбразование, политика, социализм
ДостиженияСамореализация, стремление к финансовой независимости

Молодежная революционная группа

В романе «Что делать» Александра Чернышевского одной из основных тем является формирование и деятельность молодежной революционной группы. Группа молодых людей, объединенных общими идеалами и стремлением к переменам в обществе, играет важную роль в развитии сюжета.

Через героев романа автор рассказывает о процессе формирования молодежной революционной группы. Молодые люди, осознавая несправедливость и неравенство в обществе, принимают решение объединиться в целях борьбы за свободу и справедливость. Их стремления выражены через идеи социализма и революции.

Группа молодежи активно изучает и широко обсуждает политическую и экономическую литературу, осваивает методы пропаганды и организации массовых действий. Они проводят собрания, дебаты, семинары, на которых обсуждают проблемы общества и разрабатывают свои планы действий. В группе формируются лидеры и определяются роли каждого участника.

Члены молодежной революционной группы активно пропагандируют свои идеи среди сверстников и других людей. Они осуществляют различные акции, такие как публичные выступления и демонстрации, чтобы привлечь внимание общественности и вызвать изменения в системе.

Молодежная революционная группа в романе «Что делать» представляет собой динамичное сообщество, в котором молодые герои стремятся к достижению своих целей и преобразованию общества. Они демонстрируют неутомимость, решительность и готовность бороться за свои убеждения, даже если это приводит к трудностям и противостоянию с властью.

Создание молодежной революционной группы и ее активная деятельность являются важной частью сюжета романа и позволяют автору выразить свои идеи о необходимости перемен и прогресса в обществе.

Влияние идеалов на главного героя

В романе «Что делать» главным героем является искатель идеалов, молодой человек Верный. Его внутренний мир сильно влияет на его поступки и жизненные решения.

Идеалы играют важную роль в формировании характера и ценностей Верного. Он мечтает о создании нового общества, основанного на равенстве и справедливости.

Основным идеалом для Верного является любовь к народу и желание помочь тем, кто пострадал от общественной несправедливости. Он видит свою миссию в том, чтобы сделать мир лучше.

Постепенно главный герой начинает осознавать, что достижение идеалов требует активных действий. Он не ограничивается только словами, а превращает свои убеждения в реальные дела. Верный решает заниматься образованием народа, чтобы просветить его и показать, как можно добиться свободы и счастья.

Верный стремится привнести прогрессивные идеи в общество и изменить традиционные представления о семье, браке и воспитании детей. Он выступает за свободный выбор в личной жизни и готов рискнуть, чтобы жить по своим принципам.

Влияние идеалов на главного героя в итоге приводит к тому, что Верный направляет силы и энергию на реализацию своих идеалов. Он готов бороться за свои убеждения, несмотря на возможные трудности и препятствия.

Таким образом, идеалы имеют огромное значение для главного героя романа «Что делать». Они определяют его ценности, поступки и жизненный путь.

Разрешение противоречий

В романе «Что делать» основным направлением развития сюжета является разрешение противоречий, как внешних, так и внутренних, с которыми сталкиваются герои.

Внешним противоречием является столкновение идеалов и моральных ценностей героев с действительностью современного общества. Главный герой, Николай Чернышевский, возмущается несправедливостью и угнетением, которые присущи существующему порядку в России. Он стремится изменить эту реальность через просвещение и воспитание молодежи. Однако, его идеалы и планы сталкиваются с реалиями жизни, а также с несогласием окружающих с ним людей.

Внутреннее противоречие проявляется в душевных терзаниях героев, связанных с выбором между долгом перед обществом и своими личными интересами и желаниями. Например, главная героиня, Вера Павловна, сталкивается с выбором между двуми мужчинами – Николаем и Маратом. Она должна решить, кто из них ближе ее идеалам и кому она готова посвятить свою жизнь.

Автор романа подчеркивает, что разрешение противоречий возможно только через преодоление собственных страхов и компромиссов с окружающим миром. Герои преодолевают свои внутренние конфликты и находят пути урегулирования противоречий во внешней действительности. В конечном итоге, они находят свое место в обществе и находят стабильность и счастье в жизни.

Таким образом, роман «Что делать» предлагает читателям поиск истинных ценностей и путей разрешения противоречий, которые актуальны и сегодня. Он подчеркивает важность самопознания, саморазвития и внутренней гармонии для достижения счастья и достижения социальной справедливости.

Рационализм и поиск истинного знания

Роман Чернышевского «Что делать» является сильным отражением рационалистических идей. Главный герой романа, Вершинин, стремится к образованию и науке, видя их как средство преодоления социальных неравенств и улучшения общества. Вершинин тратит много времени на изучение различных научных дисциплин и постоянно ищет истинное знание.

Рационализм играет важную роль в романе, так как он подчеркивает необходимость использования разума и логики в общественной деятельности и принятии решений. Вершинин отвергает эмоциональные и иррациональные подходы к жизни, аргументируя, что только знание и разум могут привести к прогрессу и справедливости.

В романе «Что делать» Чернышевский также подчеркивает важность поиска истинного знания. Он подчеркивает, что истинное знание должно быть свободным от предрассудков и догм, а также основываться на доказательствах и научных фактах. Вершинин регулярно совершает научные исследования и стремится поставить их на службу общественному благу.

  • Чернышевский критикует традиционалистические и религиозные взгляды, подчеркивая их нелогичность и неподходящесть для развития общества. Он выделяет, что рациональность и научное мышление должны стать основой для построения и саморазвития общества.
  • Автор также акцентирует внимание на роли образования в преодолении социальных проблем. Он считает, что развитие образования и доступность знаний помогут устранить неравенство и создать более справедливое общество.
  • В романе Чернышевский предлагает модель идеального общества, где люди стремятся к знанию, учатся и развиваются как личности. Он рассматривает интеллигенцию как двигатель и прогрессивную силу в обществе.

Таким образом, роман Чернышевского «Что делать» является глубоким экспозе рационализма и поиска истинного знания. Он акцентирует важность рационального мышления, науки и образования для достижения прогресса и создания справедливого общества.

Отношение к идеям нигилизма и экстремизма

В романе «Что делать» Чернышевского изображается отношение главных героев к идеям нигилизма и экстремизма. Автор ярко и противоречиво показывает, что нигилизм и экстремизм ведут только к разрушению и несправедливости.

Главный герой романа, Вера Павловна, первоначально симпатизирует нигилистским идеям и отрицанию всех ценностей. Однако, в процессе развития сюжета, она осознает, что нигилизм не может привести к положительным изменениям в обществе. Вера понимает, что нигилизм ведет только к разрушению моральных норм и социальной стабильности. Она приходит к выводу, что необходимо строить новое общество на основе правды, справедливости и социальной ответственности.

Еще одним аспектом, воспринимаемым в романе, является отношение к экстремистским идеям. Чернышевский четко демонстрирует, что экстремизм тоже не является путем к гармонии и справедливости. Герои романа осознают, что экстремистские методы приводят только к насилию и нарушению прав и свобод граждан.

Чернышевский показывает, что нигилизм и экстремизм могут привлекать молодых и активных людей своей романтичностью и навязываемым идеалами равенства и свободы. Однако, автор предлагает альтернативу этим идеям, основанную на построении нового общества, которое сочетает в себе справедливость, правду и социальную ответственность.

НигилизмЭкстремизм
Отрицание ценностейИспользование насилия
Разрушение моральных нормНарушение прав и свобод граждан
Недостаточно конструктивный подходОтсутствие учета мнения других людей

В целом, Чернышевский в романе «Что делать» представляет идеи нигилизма и экстремизма как опасные и разрушительные. Автор призывает к построению нового общества, основанного на принципах справедливости и социальной ответственности, отвергая нигилизм и экстремизм в качестве путей к изменениям.

Эволюция мыслей и убеждений

В романе «Что делать» Николай Гаврилович Чернышевский представляет постепенную эволюцию мыслей и убеждений своего главного героя Веры Павловны. В начале романа Вера является молодой и наивной девушкой, полной идеализма и веры в преображение мира.

Сначала Вера увлекается религиозным аскетизмом и стремится отречься от мирских благ. Она присоединяется к общине молодых девушек, которые, подобно ей, ищут лучшего себя и стремятся помочь другим. Однако с течением времени Вера осознает, что религиозная вера не приносит ей истинного утешения и смысла в жизни.

Вера начинает искать новые идеалы и вдохновение в рационализме и науке. Она становится сторонницей социалистических идей и приходит к выводу, что основным злом общества является экономическая несправедливость. Вера убеждена, что только равенство и справедливое распределение богатства могут принести счастье и процветание всему обществу.

Однако наблюдая жизнь и общество, Вера начинает сомневаться в эффективности революционных средств для достижения социальной справедливости. Она встречает разных людей, которые не поддерживают ее идеи и видят будущее в ином свете.

Это приводит к внутреннему конфликту и размышлениям Веры о том, что настоящая переменаВождется не только в политических изменениях, но и в самонахождении и разработке собственной индивидуальности. Вера приходит к осознанию, что каждый человек имеет право на свободу и самоопределение, и что важно не только изменить общество, но и изменить себя.

Таким образом, роман «Что делать» описывает эволюцию мыслей и убеждений Веры Павловны – от идеализма и религиозного аскетизма, к социалистическим идеям и, наконец, к осознанию необходимости свободы и индивидуальности. Через жизненный опыт и размышления Вера приходит к выводу, что реальную перемену можно достичь не только через политические изменения, но и сквозь самоопределение и поиск своей уникальной пути в жизни.

Предыдущая
Краткие содержанияКраткое содержание рассказа Горького «Детство» в небольшом обзоре
Следующая
Краткие содержанияКраткое содержание пьесы "На дне" Горького: основные события!
Спринт-Олимпик.ру