Основное содержание пьесы «Гроза» Александра Островского.

«Гроза» — одна из самых известных пьес русского драматурга Александра Николаевича Островского. Она была написана в 1860 году и стала настоящим прорывом в театральном и литературном мире того времени.

Действие пьесы происходит в маленьком уездном городке, где живет молодой и красивый купеческий сын Борис. Он намерен жениться на девушке по имени Катерина, но его родители против этого брака, так как Катерина — нищая сирота без приданого. Однако, несмотря на противодействие своих родителей, Борис упорно -валяется от желания жениться на Катерине. Однако, несмотря на все преграды на пути к любви, в конце пьесы герои все же находят счастье.

«Гроза» является ярким примером так называемых крестьянских пьес. В ней Островский нарисовал образы простых людей, которые страдают от неравенства и социальных проблем. Пьеса удивительно точно и остро передает дух и атмосферу уездной жизни в России XIX века.

Островского «Гроза» — краткое содержание

Пьеса «Гроза» Николая Островского рассказывает о жизни обывателей, проживающих в одном из маленьких городов. Сюжет разворачивается вокруг главной героини Катерины, молодой и красивой, но невостребованной и одинокой женщины.

Катерина живет с отцом (пожарным Бобчинским) и сводными братьями (Савелием и Никифором). У нее есть свое хозяйство и сельская усадьба, но она мечтает выйти замуж и уйти от своих мужчин в другой город.

В жизни Катерины появляется Борис, новый попечитель, с виду серьезный и образованный молодой человек. Катерина в него влюбляется, но вскоре узнает, что он уже женат на Марье, богатой и влиятельной женщине.

Однажды между Катериной и Борисом возникает страстный конфликт, который быстро перерастает в грозную ссору. В споре звучат честолюбивые и гордые фразы, они оба не желают уступать и идут только по своему пути.

События пьесы развиваются неожиданно, финал оказывается неожиданным — Катерина впадает в безумие и попадает в лечебницу, а Борис уходит с Марьей в другой город. Никто в городе не страдает от их отсутствия, а Катерина остается одна и забытая.

Островский в пьесе «Гроза» изображает бурные эмоции, нравственные противоречия и сложность взаимоотношений, подчеркивая несправедливость и бессмысленность жизни простых людей.

Глава 1: Предыстория и завязка

Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского является одной из наиболее известных и популярных его произведений. Она была написана в 1859 году и впервые поставлена на сцене Малого театра 5 декабря 1860 года.

«Гроза» рассказывает о сложных и противоречивых отношениях между главными персонажами пьесы: Аксиньей, молодой и красивой девушкой, и Платонидой, ее злобной и жестокой мачехой. Но перед тем, как начать разбираться в отношениях современных героев, автор рассказывает нам небольшую предысторию.

Пьеса начинается с того, что на сцене появляется Фекла, дочь Первушова, и решает распутать свои проблемные отношения с Аксиньей. Они обсуждают свои проблемы и делятся своими страхами и ожиданиями. Важно отметить, что Островский использует разговорный стиль речи для своих персонажей, что делает их более живыми и достоверными.

Однако главной фигурой, которая задает тон и настроение всей пьесы, является герой Хлестаков. Он предстает перед зрителем как типичный лентяй и обманщик, не имеющий никаких принципов и моральных ценностей. Хлестаков приезжает в город, где находится основная сюжетная линия пьесы, под арестом, но под видом важного человека из Петербурга. Он сразу же знакомится с первым чиновником города Артемием Тихоновичем. Таким образом, Островский создает атмосферу предательства, фальши и лжи.

Важной звеньевой в сюжете является любовный треугольник, в котором герой Хлестаков становится объектом соревнования двух женщин: немолодой и толстой Перепелкиной, а также молодой и красивой Аксиньей Петровной. Аксинья является по сюжету героиней пьесы.

Первое впечатление о Хлестакове сложилось в голове Платониды Игнатьевны, которая предложила Перепелкиной представить его в виде молодого красивого и состоятельного человека и в выгодном свете представить он в городе.

Основное содержание пьесы "Гроза" Александра Островского.

События до начала пьесы

Действие пьесы разворачивается в небольшом городе, где правит городской голова Переплетчиков. Перед началом пьесы произошло несколько значимых событий, которые будут иметь влияние на развитие сюжета.

Главным событием перед началом пьесы стало заявление Катерины, дочери Переплетчикова, о том, что она беременна. Отец не верит в ее слова и обвиняет Катерину в позоре и моральном разложении.

Также в городе появляется неизвестный молодой человек Борис, который вызывает интерес у местных жителей своей загадочностью и привлекательностью. Он быстро завоевывает симпатии женщин, в том числе и Катерины.

Другим значимым событием перед началом пьесы стало смерть дедушки Марфы, буржуазной купчихи, которая была одной из богатейших женщин города. Ее смерть стала темой для обсуждения местных жителей и вызвала тревогу в городе.

Все эти события служат фоном для развития сюжета пьесы и создают напряженную обстановку в городском сообществе.

Встреча главных героев

Встреча главных героев пьесы «Гроза» происходит на базаре, во время ярмарки. Григорий Григорьевич Смирнов, богатый крестьянин, приехал на ярмарку с целью взыскать долги с усопшего Интузастова. Однако он узнает, что Интузастов умер и его весь имущество перешло к его дочери Катерине.

Катерина, вежливая и образованная девушка, вышла на ярмарку, чтобы продать меха от лисиц. Григорий Григорьевич приходит к Катерине со своим требованием и намерением взять у нее деньги вдолг. Он выразительно сцепился с ней и наезжает на нее словами.

Катерина, в свою очередь, оказывается уверенной и самостоятельной женщиной, которая не собирается поддаваться давлению Смирнова. Она отстаивает свои права и решительно отказывается платить ему деньги.

Их спор перерастает в словесную схватку, наполненную оскорблениями и эмоциями. Однако постепенно между ними возникает привлечение и притяжение друг к другу, которое они сами отрицают, но которое становится основой для развития дальнейшего сюжета пьесы.

Глава 2: Развитие сюжета

Вторая глава пьесы «Гроза» демонстрирует дальнейшее развитие сюжета. Основной конфликт между Григорием и Аксиньей продолжает накаляться, а внедрение новых персонажей только усиливает напряжение в действии.

Наиболее интересное развитие сюжета происходит в отношениях Григория со своей матерью Катериной Кабановой. Григорий начинает думать о том, что Кабанова может окончательно поломать его связь с Аксиньей и они будут вынуждены разойтись. Он ощущает накатившую на него жизнь, которую он описывает как непомерность сил.

С помощью проницательности Катерина Кабанова узнает о взаимоотношениях сына с Аксиньей и решает просто отпустить его. Она уверена, что размышления о его бывшей возлюбленной избавят Григория от внутренней боли. Григорий испуганно подготавливается к прощанию с матерью и живет в неопределенности относительно будущего.

Параллельно с этим развивается история эмигранта Кудряша, который вновь возвращается в город и случайно натыкается на Неплюева и Кабанова. Кудряш начинает постепенно раскрываться в диалогах с другими персонажами и наблюдается весёлым мужчиной, обладающим необычайной силой.

Таким образом, развитие сюжета во второй главе пьесы «Гроза» приносит много интересных поворотов и создаёт большое ожидание для дальнейшего развития действия.

Любовный треугольник

В пьесе «Гроза» Островского очень ярко выражена тема любовного треугольника. В центре сюжета находится Марфа Петровна Трофимова, богатая вдова, которую покорил молодой и красивый Аким. Однако, Марфа Петровна также завлекает внимание Кудряша, близкого друга Акима и самого бедного из троицы.

Любовный треугольник становится основным источником конфликта в пьесе. Марфа Петровна находится в постоянном состоянии раздвоенности, не может определиться между богатством Акима и добротой Кудряши. Аким понимает, что только деньги могут позволить ему завоевать сердце Марфы Петровны, поэтому он стремится стать ее наследником. Кудряша же предлагает Марфе Петровне свою поддержку и чувство любви, но он не в состоянии сравниться с Акимом в материальном плане.

Постепенно между Акимом и Кудряшей проявляются все большие стечения обстоятельств, последствия которых не могут не повлиять на отношения с Марфой Петровной. Другие герои пьесы – Степан – мажор, Переверзев, Зиночка и другие – также своими действиями придают драмы все больший размах.

Таким образом, любовный треугольник в пьесе «Гроза» служит главной источником конфликта, создает напряженность и драматические ситуации, раскрывая сложность и противоречивость человеческих отношений.

Сопротивление и конфликты

В пьесе «Гроза» Островского присутствует противостояние различных групп людей, которые сопротивляются друг другу и борются за свои интересы. Один из главных конфликтов возникает между двумя семьями: Перепелкиными и Кабановыми.

Перепелкины – старая дворянская семья, которая сохраняет свои традиции и принципы. Их главой является Фекла Артемьевна, женщина самодержавная, но бесхарактерная. Она считает, что дочь Катерина, вышедшая замуж за бурлака-плотника Бориса, смешала крови и позорит семью.

Семья Кабановых, наоборот, представляет молодое поколение, они стремятся к свободе и самовыражению. Катерина живет в страхе перед своим мужем, который жестоко ее обижает. Она находит утешение в романе с Варнавой, что и порождает новый конфликт.

Также имеют место конфликты между городскими жителями и приезжими моряками, которые привели с собой разврат и беззаконие. Народ не согласен с таким положением дел и выражает свое сопротивление.

Пьеса «Гроза» Островского развивает тему сопротивления и конфликтов, показывая различные стороны общественной жизни того времени. Островский выступает в защиту простого народа и высмеивает социальные неравенства и несправедливость.

ПерепелкиныКабановы
Фекла АртемьевнаКатерина
КатеринаБорис
Варнава
Предыдущая
Краткие содержанияСодержание рассказа «Челкаш» А.П. Горького в кратком изложении
Следующая
Краткие содержания«Очень краткое содержание пьесы Чехова «Вишневый сад»: основные сюжетные линии и ключевые моменты»
Спринт-Олимпик.ру