«После бала» – одно из поздних произведений Л. Н. Толстого, в котором описано, как одно событие способно оказать сильнейшее влияние на всю последующую жизнь человека.
Время и место
Действие рассказа разворачивается в 40-е годы XIX века в одном из провинциальных городов Российской империи. По всей видимости, речь идёт о Казани. Дело в том, что основой к рассказу послужил реальный случай, происшедший с братом писателя, жившим в то время в Казани. Эта история прочно засела в памяти Льва Николаевича, который описал её много лет спустя.
Главные герои
Иван Васильевич – молодой дворянин, пылкий, восторженный, влюблённый, совестливый, которому пришлось во многом изменить свои взгляды на взаимоотношения между людьми.
Варенька – милая, наивная, обворожительная девушка восемнадцати лет.
Петр Владиславич – полковник, отец Вареньки, прекрасно воспитанный, галантный собеседник, заботливый отец, но вместе с тем жестокий, хладнокровный истязатель.
Сюжет
Как-то раз друзья, люди умные и умудрённые жизненным опытом, принялись дискутировать о том, способна ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из присутствующих, Иван Васильевич, заметил, что все в жизни зависит от случая, и в качестве доказательства привёл пример из собственной жизни.
В молодости Иван Васильевич был страстно влюблён в Вареньку – очаровательную дочь полковника Петра Владиславича. В те годы герой учился в университете и свободное время беззаботно проводил на балах и вечерах. На одном из таких балов, устроенном губернским предводителем, Иван Васильевич танцевал только с Варенькой, и от любви к ней у него кругом шла голова. На балу присутствовал и Петр Владиславич, которого хозяйка уговорила пройтись один тур мазурки в паре с дочерью. Гости были в восторге от этой пары, и Иван Васильевич не стал исключением. Он искренне считал, что отец Вареньки – редкий образчик благородного, тонкого, деликатного человека.
В ту ночь влюблённому герою не спалось и он отправился бродить по улицам. Услышав странные звуки, он отправился на площадь, где стал свидетелем отвратительной сцены. Пойманного дезертира прогоняли через строй солдат, которые били его палками по спине. За жестоким наказанием внимательно следил Петр Владиславич. Он даже лично ударил малорослого солдата, посчитав, что тот с недостаточной силой опустил палку на окровавленную спину провинившегося. Встретившись глазами с Иваном Васильевичем, полковник сделал вид, что они незнакомы.
Столь чудовищное, радикальное перевоплощение из галантного кавалера и заботливого отца в жестокого, равнодушного мучителя настолько потрясло героя, что его чувства к Вареньке в один момент остыли. После этого инцидента Иван Васильевич уже не мог поступить ни на военную, ни на какую-либо другую службу.
Вывод и своё мнение
В своём произведении Лев Николаевич с филигранным мастерством продемонстрировал разительный контраст между двумя мирами, двумя реалиями: весёлым, легкомысленным, искрящимся, словно брызги шампанского, балом и картиной страшного, кровавого наказания. Таким образом писатель хотел показать, что любое происшествие в жизни так или иначе влияет на судьбу человека. Герой, ощутивший этот контраст, стал совсем иначе смотреть на мир, на окружающих людей, и это предопределило всю его жизнь.
Главная мысль
Разоблачение фальши, пустоты и бесчеловечной жестокости этого общества, скрытых под маской добродушия и благородства.
Авторские афоризмы
«…Чем сильнее я был влюблён, тем бестелеснее становилась для меня она…»
«…для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…»
«…Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае…»
«…Да, вот это вы, нынешняя молодежь. Вы, кроме тела, ничего не видите…»
«…Я обнимал в то время весь мир своей любовью…»
Толкование непонятных слов
Губернский предводитель (дворянства) — выборное лицо, представитель дворянского самоуправления в губернии.
Дагерротипный портрет — предшественник фотографии, изображение, полученное на серебряной пластинке.
Кадриль — танец из пяти—шести фигур, с чётным количеством пар, расположенных одна против другой.
Ломовые — извозчики, перевозившие тяжёлые грузы.
Штрипки — полоски ткани или тесьмы, пришитые к низу панталон.
Эполеты — наплечные знаки различия в военных мундирах.
Фероньерка — подвеска, кулон из драгоценного камня в оправе.
Иноходец — лошадь, которая выбрасывает сначала передние и задние ноги с одной стороны, потом — с другой.
Лайковый — из тонкой кожи ягнят или козлят.
Масленица — сырная (мясопустная) неделя перед Великом постом, за 7 недель до Пасхи.
Предыдущая