Теория “Москва – третий Рим”

Теория “Москва – третий Рим”

Теория «Москва — Третий Рим;» была выдвинута в XVI веке при великом князе Василии III. Ее автором стал Филофей — старец Елеазарова монастыря в городе Пскове. Суть концепции в том, что наследником Римской империи и Византии является Россия — как оплот православия. Кратко появление теории изучают в школьном курсе истории 7 и 10 классов.

В Елеазаровом монастыре Пскова жил старец Филофей. Он родился около 1465 года и в 1523–1524 годах написал два послания. Первое — дьяку Михаилу Мунехину, а второе — великому князю Василию III. Идея была сформулирована в духе «два Рима пали по грехам своим, третий стоит, а четвертому не бывать».

Филофей ставил Василия III в один ряд с императором Константином Великим, который правил в первой трети IV века н. э. Он прославился тем, что ввел христианство как основную религию в Римской империи и перенес столицу в новый Рим — Константинополь.

Теория “Москва – третий Рим”

Рис. 2. Москва — Третий Рим. Филофей.

Связанные с ней события XVI века

В начале XVI века появилась легенда о византийском происхождении шапки Мономаха и других великокняжеских, а потом и царских регалий. Якобы ее князю Владимиру прислал византийский император Константин Мономах, откуда и прозвище.

Идея о «Третьем Риме» получила развитие в русской литературе XVI века. Она упоминается в «Повести о белом клобуке», где относится к Новгороду Великому. Сам клобук происходит от римского папы Сильвестра, его в первой трети IV века н. э. вручил император Константин.

Упоминается это словосочетание в «Казанской истории» — исторической повести 1560-х о походе Ивана IV на Казань. В декларации о провозглашении Московского патриархата 1589 года «Третьим Римом» имеют в виду не Москву, а царство Русское.

Идея об особом предназначении Москвы и России укрепилась в XVI веке под влиянием религиозных войн в Европе с появлением легенды о родословной князя Рюрика от Пруса — брата римского императора Августа.

Наследником Василия III стал Иван IV Грозный. Он венчался на царство в 1547 году, получив письменное благословение от патриарха в Константинополе.

Упоминание «Третьего Рима» можно встретить в «Повести о начале Москвы» XVII века и в челобитных, которые старообрядцы посылали русским императорам в XVIII веке.

Теория “Москва – третий Рим”

Рис. 3. Василий III.

Что мы узнали?

Теория «Москва — Третий Рим» способствовала усилению самодержавия в царстве Русском, а также сформировала идею о преемственности от Византии. Концепция нашла отображение в литературе XVI века.

Предыдущая
Всемирная историяТегеранская конференция
Следующая
Всемирная историяТеория официальной народности
Спринт-Олимпик.ру