В консервативные годы правления императора Николая I в Российской империи сформировалось два направления общественной и философской мысли – западничество и славянофильство. Представители первого относились в целом к либеральному направлению, а второго к почвенникам.
Они спровоцировали активную полемику и к 1839-1841 годам сложились взгляды представителей каждого из направлений.
По происхождению западники принадлежали к следующим социальным группам:
- Дворяне-помещики.
- Разночинцы.
- Выходцы из среды купечества, которые стали учеными и писателями.
В их среде выделилось несколько направлений:
- Религиозное западничество – публицисты Петр Чаадаев, Владимир Соловьев, Иван Гагарин.
- Либеральное направление – писатель Иван Тургенев, правовед Борис Чичерин.
- Социалистическое направление – революционер-демократ Николай Чернышевский и Александр Герцен.
- Историки Сергей Соловьев и Тимофей Грановский.
В целом западники выступали за развитие России по западноевропейскому пути, объектами их критики стали самодержавие, крепостное право, крестьянская община (исключение составляли западники-социалисты). Они выступали за парламентский строй, либеральные реформы и демократические свободы. Образцом монарха для них был Петр I.
Также к западникам и разделяющим их идеи можно отнести экономистов Андрея Заблоцкого-Десятовского и Ивана Вернадского, писателя Михаила Салтыкова-Щедрина, поэта Николая Некрасова, литературного критика Виссариона Белинского.
Славянофилы
Славянофилы выводили свои взгляды из русского православия. Почву для появления этого направления подготовил патриотический порыв войны 1812 года. Основоположником славянофильства стал литератор Алексей Хомяков. Помимо него, к движению относились:
- Братья Аксаковы, поэты и публицисты.
- Философы Юрий Самарин и Иван Киреевский.
- Промышленник Федор Чижов.
- Писатель Федор Достоевский и культуролог Николай Данилевский.
- Этнограф, врач и писатель Владимир Даль, который создал “Толковый словарь великорусского языка”.
Славянофилы выступали за особый путь России, у них было положительное отношение к самодержавию, но негативное к Петру I и крепостному праву. Они выступали за мирный путь реформирования сверху.
Кратко сходства и различия западников и славянофилов можно представить в сравнительной таблице:
Направление |
Характеристика |
Западники |
Положительное отношение к Петру I и западному пути развития, реформирование страны с целью отмены крепостного права и создания парламента |
Славянофилы |
Негативное отношение к Петру I и крепостному праву, за особый путь развития Святой Руси в рамках формулы православия, самодержавия и народности |
Корни славянофильства следует искать в первой половине XVI века в споре между “иосифлянами” и “нестяжателями” при великом князе Иване III, а также в религиозно-философской идее “Москве – Третий Рим” псковского старца Филофея при Василии III.
Что мы узнали?
Западников и славянофилов изучают школьном курсе истории 8-9 класса. Это были два направления общественно мысли Российской империи середины XIX века. Полезно сделать сравнение их идей и взглядов на путь развития России.