Император Николай I занимал престол с 1825 по 1855 год. Он пришёл к власти после смерти своего старшего брата Александра I, считавшегося либеральным правителем. Начало 1820-х годов запомнилось активностью тайных обществ. После подавления выступлений декабристов в конце 1825 года власти взяли курс на усиление цензуры и упорядочение существующей системы.
Это был своеобразный антитезис идеям Великой французской революции «Свобода, равенство, братство».
К консервативно-охранительному направлению общественной мысли относились такие деятели, как Николай Греч и Нестор Кукольник. Первый был редактором «Журнала Министерства внутренних дел» в начале 1830-х, а второй выпускал в начале 1840-х журнал «Русский вестник».
В 1825–1839 годах редактором журнала «Сын отечества» был Фаддей Булгарин, который также относился к консерваторам. Ещё одним видным представителем этого направления стал Михаил Загоскин — приверженец всего традиционного и противник внедрения иностранных слов в русский язык. Он был автором исторических романов и директором оружейной палаты в Кремле Москвы.
Либеральное и радикальное направления
К либеральному направлению в период царствования Николая I относились западники и славянофилы. К первым относились братья Аксаковы и братья Киреевские, а также Юрий Самарин.
Славянофилы не любили Петра I и отстаивали идеи самобытности России. Они отрицали революционные идеи и придерживались мысли о постепенных преобразованиях при условии, что у царя будет сила власти, а у народа — сила мнения. Славянофилам нравилась идея Земского собора.
Идеологическим оппонентом славянофилов были западники, в том числе историки Грановский, Соловьев и Кавелин, а также правовед Чичерин. Западники не видели в истории России ничего уникального и считали, что она отстала от лидирующих стран Западной Европы. Они считали, что развитие государства приведёт к установлению конституционной монархии или республики. В этом смысле их взгляды были похожи на программные документы декабристов — «Русскую Правду» Пестеля и «Конституцию» Муравьёва.
К западникам также относился теоретик анархизма Бакунин и теоретики русского утопического социализма — Герцен и Огарёв. Александр Герцен был основоположником теории «Русского социализма». Он предлагал двигаться от крепостничества к социализму, минуя капитализм. Свои идеи он излагал в газете «Колокол», которую издавал в эмиграции, в Лондоне.
Особенности общественного движения при Николае 1 можно представить в таблице.
Направление |
Видные представители и идеи |
Консервативное |
Уваров — триада «Православие, самодержавие, народность» |
Либеральное |
Историки Грановский и Соловьёв, сторонники конституционной монархии и республики, отчасти продолжатели идей декабристов |
Радикальное |
Социалист Герцен и анархист Бакунин |
Одним из представителей либерального направления общественного движения 1830-х был Пётр Чаадаев. Он издавал журнал «Телескоп» до 1836 года, пока не был объявлен сумасшедшим за свои взгляды, а именно за объяснение связи исторического пути, пройденного Россией, как обрекающего её на отсталость.
Что мы узнали?
Кратко сущность взглядов представителей изучают в школьном курсе истории 8 класса. При Николае I в России были либералы (западники, славянофилы), консерваторы и революционные демократы. Последние чаще всего работали в эмиграции.