Проведение форсированной индустриализации в СССР в конце 1920-х годов совпало с созданием системы государственного планирования. Власти создали Госплан. Его задачей стало планирование развития народного хозяйства в общенациональном масштабе. Плановая экономика просуществовала до коллапса СССР на рубеже 1980–1990-х годов.
К стройкам первой пятилетки на территории СССР относится свыше 1500 объектов, в том числе:
- Турксиб;
- ДнепроГЭС;
- металлургические заводы в Магнитогорске и других городах;
- автомобильные и тракторные заводы в Москве, Нижнем Новгороде, Сталинграде и Харькове.
Пятилетка совпала с ликвидацией неграмотности, электрификацией и урбанизацией, то есть ростом городского населения. С 1930 года в городах страны было введено всеобщее семилетнее образование.
Итогом пятилетки стал рост производства относительно уровня 1928 года в среднем в два раза, а по ряду показателей и больше, например, выпуск автомобилей вырос в 30 раз.
Вторая пятилетка началась в 1933 году и продолжалась до 1937 года. В эти годы также отмечался значительный рост производства в тяжёлой промышленности и военно-промышленном комплексе. За первой и второй пятилетками последовала третья, которая почти была завершена к началу ВОВ.
За эти годы численность городского населения выросла до 33 %. Значительно повысился уровень образования населения. В армию было поставлено большое количество современного оружия — танков, самолетов, средств ПВО. Всего за 1928–1941 годы было введено в строй около 9 тыс. заводов. Страна стала менее зависима от импорта и даже начала в небольших количествах экспортировать автомобили и танки.
Минусом первой пятилетки стала форсированная коллективизация, которая повлекла за собой голод 1932–1933 годов. Больше всего от него пострадали Украинская ССР и Казахстан. Основным источником поступления средств для форсированной индустриализации стала деревня.
Послевоенные пятилетки
Результатом Великой Отечественной войны стало почти полное исчезновение промышленности в ряде регионов европейской части страны, которые пострадали от боевых действий. С другой стороны, около 2500 предприятий в 1941–1942 годах было эвакуировано в тыл и налажена их успешная работа. Также строились железные дороги, например, в Воркуту и между Астраханью и Кизляром.
Народное хозяйство было восстановлено в ходе послевоенной или четвёртой пятилетки 1946–1950 годов. С ней связано появление в СССР атомной бомбы, денежная реформа 1947 года, начало строительства Трансполярной магистрали, развитие автопрома (например, автозавод в Минске) и гражданской авиации.
Успешной была и пятая пятилетка 1951–1955. С ней связано строительство «сталинских высоток», запуск первой АЭС в Обнинске и максимальное увеличение золотого запаса. В 1956 году стартовала шестая пятилетка, которая вскоре была преобразована в семилетку, продолжавшуюся до 1965 года. С ней связано массовое жилищное строительство (дома-«хрущёвки»), освоение целины, запуск автозаводов в Кременчуге и Запорожье, прекращение выпуска паровозов и перевод железных дорог на тепловозы и электровозы. Недостатком пятилетки стала политика Никиты Хрущёва, которая привела к падению темпов роста экономики и началу импорта зерна.
Кратко пятилетки в СССР лучше всего представить в таблице:
Пятилетка |
Дата |
Первая |
1928–1932 |
Вторая |
1933–1937 |
Третья |
1938–1942 |
Четвёртая |
1946–1950 |
Пятая |
1951–1955 |
Шестая |
1956–1960 |
Седьмая («семилетка») |
1959–1965 |
Восьмая |
1966–1970 |
Девятая |
1971–1975 |
Десятая |
1976–1980 |
Одиннадцатая |
1981–1985 |
Двенадцатая |
1986–1990 |
Восьмая пятилетка 1966–1970 годов вошла в историю под названием «Косыгинская». Так её назвали в честь председателя Совета министров СССР с октября 1964 до конца 1980 года — Алексея Косыгина. Известными её достижениями стали ВАЗ, Братская ГЭС и металлургический комбинат в Темиртау. С ней также связано освоение нефтегазовых месторождений в Западной Сибири.
Что мы узнали?
Все пятилетки в СССР кратко изучают в школьном курсе истории 9 и 11 классов, в том числе и в рамках подготовки в ЕГЭ. Наиболее интересны для изучения первые пятилетки в СССР сталинского периода, их плюсы и минусы. К плюсам относится построение более 1500 объектов, развитие автопрома, повышение уровня образования. К минусам — форсированная коллективизация, последствия политики Хрущёва. Плановое управление экономикой продолжалось с 1928 по 1990 год. Всего было 12 пятилеток.