Видным представителем французской философии периода Просвещения стал Дени Дидро. Он родился в 1713 году, а умер в 1784, незадолго до Великой французской революции. Основные идеи Дени Дидро связаны с критикой феодальных пережитков, а также с материализмом и светским гуманизмом, с идеями личных свобод граждан и государственной власти как общественного договора.
Философ относил себя к деистам, то есть религиозно-философскому учению, суть которого сводится в признании Бога и факту сотворения им жизни, но при этом его сторонники отрицают большинство сверхъестественных явлений.
Политические симпатии Дидро относились к теории о просвещённом абсолютизме. Этот период в истории монархии можно рассматривать как переходный между сословно-представительной и конституционной. Он появляется на этапе становления рыночных отношений и отмирании феодальных пережитков. Как и Вольтер, идеальным государственным строем он считал монархию, а народным массам не доверял из-за неспособности её представителей разбираться в вопросах нравственности политики.
Идеи просвещения проникли и в Российскую империю. Переписку с философами вела императрица Екатерина II. В начале царствования она приобрела библиотеку Дидро, которую привезли из Парижа в Санкт-Петербург и выставили в одном из залов Эрмитажа.
Деятельность просветителя
В деле образования у философа основные идеи кратко сводились к тому, что гении и таланты есть среди представителей всех сословий. Учёные могут выйти не только из стен дворцов, но и из среды простого народа. Некоторые идеи Дидро не встретили понимания благосклонной к нему императрицы Екатерины II. Например, про уничтожение придворной роскоши и введение всеобщего бесплатного обучения.
Дени Дидро стал редактором «Энциклопедии». С 1751 по 1766 год было выпущено 28 из 35 её томов. 17 из них содержали текст, 6 тыс. статей, а ещё 11 — гравюры-иллюстрации. Он писал статьи по точным наукам, философии, политике, религии, механике, экономике.
Через свои литературные произведения он принёс во Францию жанр буржуазно-сентиментальной драмы, которая зародилась в Англии. Дени Дидро стал автором романа «Монахиня» — одного из образцов антирелигиозной пропаганды XVIII века.
Основные идеи Дени Дидро кратко можно представить в таблице:
Направление |
Взгляды философа |
Религия |
Деизм, противник института церкви и католичества |
Политика |
Просвещённый абсолютизм, монархия как лучшая форма правления |
Образование |
Обучение и просвещение народа, поиск талантов среди представителей всех сословий, работа над «Энциклопедией» |
Государство |
Источник государственной власти — договор между людьми, необходимо уничтожение сословий и наделение крестьян землёй, свобода слова и печати, участие граждан в государственном управлении |
Совместно с Дидро над «Энциклопедией» 1751 года работал философ и математик Жан д’Аламбер. Он написал статьи по физике и математике. Работу над энциклопедией он прекратил из-за преследований со стороны редакции. Одним из его достижений стала классификация наук и выделение гуманитарных как отдельного понятия.
Что мы узнали?
Основные идеи Дидро и других просветителей XVIII века изучают в школьном курсе истории 7 класса и 8 класса. В религиозном смысле он был деист, а в политическом — монархист, сторонник просвещённого абсолютизма и демократических свобод. Весь движущийся материальный мир он видел цепью естественных причин и следствий.