Уровень образования при Петре 1 в России в целом был невысоким. К моменту смерти императора в 1725 году в стране не было университетов, в этом смысле она смотрелась неудачно на фоне Европы того времени.
В результате, академия была открыта в 1687 году. Это событие можно отнести к царствованию Петра I, хотя с 1682 по 1689 год продолжался период регентства царевны Софьи.
Славяно-греко-латинская академия существовала с 1687 по 1814. Она находилась недалеко от московского Кремля – в Никольском переулке. Изначально в ней обучалось 100 студентов, потом их количество выросло, а самым известным выпускником стал Михаил Ломоносов. Из других известных можно отметить Федора Поликарпова – переводчика и составителя одного из первых русских словарей. Статус академии соответствовал европейскому университету.
Первыми преподавателями славяно-греко-латинской академии стал греки – братья Лихуды, Софроний и Иоаким. Они учились в одной из академий Падуи.
Петровские новшества
В 1701 царь дал заведению статус государственной академии. В ней преподавали такие предметы: грамматику, пиитику, риторику, логику, физику, философию, арифметику, географию, историю, поэзию, богословие, латынь и греческий.
С 1721 года в славяно-греко-латинскую стали пускать иностранных учащихся, например, грузин и македонцев. В 1705 году в ее театре петровский сподвижник Феофан Прокопович поставил трагикомедию “Владимир”, а в 1703 – “триумфальное действо”, то есть постановку на тему взятия шведской крепости Нотебург (Орешек) Петром I.
Среди основных действий, которые предпринял Петр I для развития науки и образования стоит отметить:
- Открытие школы математических и навигационных наук в 1701 году в Москве.
- Открытие инженерной школы и морской академии в новой столице – Петербурге.
- Создание горных школ при заводах в Олонце и на Урале.
- Отправка нескольких тысяч студентов на учебу в европейские страны
- Подписание указа о создании Академии Наук.
В 1705 года открылась первая в России гимназия, а с 1714 года стали появляться цифирные школы, а с 1721 – гарнизонные, где предназначались не для образования дворян, а для солдатских детей.
Что мы узнали?
Кратко о образовании и науке при Петре 1 следует знать для понимания его реформ в России первой половины XVIII века. В стране был недостаток собственных кадров, царь как мог, так и решал проблему.